ДОКЛАД Смоленского УФАС России по правоприменительной практике по итогам 4 квартала 2017 года
12 января 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Смоленского УФАС России по правоприменительной практике по итогам 4 квартала 2017 года

 

2017 год завершился самым главным и важным для Федеральной антимонопольной службы  событием: глава государства В.В.Путин Указом от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвердил Национальный план развития конкуренции на 2018 – 2020 годы.  

Президент своим Указом  определяет в нашей стране основные направления государственной политики по развитию конкуренции; основные стратегические цели по развитию конкуренции, а также ключевые показатели в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности). Но для достижения поставленных целей необходимо объединение деятельности и усилий всех ветвей и уровней власти, а также институтов гражданского общества.

Указ  № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» обозначил приоритетным направлением деятельности и Правительства Российской Федерации, и органов власти всех уровней – активное содействие развитию конкуренции, целью которого является повышение удовлетворенности потребителя за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения качества и снижения их стоимости, повышение экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на всех товарных рынках и создание и развитие многоукладной экономики в том числе с учетом инновационного развития.

Мероприятия Национального плана развития конкуренции направлены на достижение следующих ключевых показателей:

а) обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, не менее 3-х хозяйствующих субъектов, причем,  не менее чем 1 из которых должен относится к частному бизнесу;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего  предпринимательства, до 18% к 2020 году.

 

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции, Национальным планом развития конкуренции предусматривается, что конкретно и в какие сроки должны сделать Правительство РФ,  ФАС России, федеральные органы исполнительной власти,  высшие должностные лица субъектов Российской Федерации по развитию конкуренции, а также государственные компании и государственные корпорации при организации закупочной деятельности. 

Органам местного самоуправления также рекомендовано обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

В приложении к Национальному плану развития конкуренции на 2018 – 2020 годы определен Перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции.

 Среди них:

  1. Здравоохранение;
  2. Рынок социальных услуг;
  3. Агропромышленный комплекс;
  4. Дорожное строительство;
  5. Телекоммуникации;
  6. Информационные технологии;
  7. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  8. Газоснабжение;
  9. Нефть и нефтепродукты;
  10. Сфера естественных монополий (исключение тарифной дискриминации. Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования);
  11. Транспортные услуги;
  12.  Промышленность;
  13. Финансовые рынки.

 

Координатором в сфере развития экономики  этим  Указом фактически назначена Федеральная  антимонопольная служба.

 

Федеральная антимонопольная служба, при представлении в Правительство РФ  доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, должна включать в него следующую информацию:

- оценка состояния и основные тенденции развития конкуренции в РФ, в том числе с учетом показателей международных организаций;

- сведения о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), достижении ключевых показателей, предусмотренных Национальным планом;

- основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях;

- оценка состояния конкуренции в субъектах РФ;

- оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества;

- по согласованию с Министерством иностранных дел РФ и Минэкономразвития обеспечить развитие международного сотрудничества с конкурентными ведомствами стран БРИКС и Евразийского экономического союза, в том числе разработку и заключение международных договоров, направленных на выявление и пресечение антиконкурентных соглашений на трансграничных рынках и недобросовестных конкурентных практик.

Конечно, в рамках реализации  Национального  плана развития конкуренции.  ФАС России и её территориальные органы должны свою деятельность направлять не только на защиту конкуренции, но и на ее развитие.

 

 

 Итоги деятельности отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий

 

в 4 квартале 2017 года

 

В 4 квартале 2017 года отделом было окончено рассмотрение 11 заявлений, указывающих на признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Фактов монополистической деятельности не выявлено.

Окончательных решений по возбужденным ранее делам о нарушении антимонопольного законодательства не принималось.

  

В 4 квартале 2017 года сотрудниками отдела возбуждено 17 дел об административных правонарушениях, из них: 7 ­– в отношении юридических лиц, 10 – в отношении должностных лиц.

В 4 квартале 2017 года было рассмотрено 14 дел об административном правонарушении:

1) 3 дела – в отношении ПАО «МРСК «Центра» по статье 9.21 КоАП РФ (за нарушение установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, в части не направления в установленный срок проектов договоров об осуществлении технологического присоединения). Одно дело было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. По другим двум наложены административные штрафы на общую сумму 400 тыс.руб.

Общество обжаловало эти постановления в Арбитражный суд Смоленской области, окончательных решений судом не принято.

2) 10 дел – в отношении должностного лица ПАО «МРСК «Центра» по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (за нарушение установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, в части не направления в установленный срок проектов договоров об осуществлении технологического присоединения). По каждому делу наложен штраф 10 тыс.руб. (всего 100 тыс.руб.).

Должностным лицом Общества обжалованы эти постановления в Промышленный районный суд г.Смоленска, окончательных решений судом не принято.

3) 1 дело - в отношении должностного лица АО «Газпром газораспределение Смоленск» по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ (за нарушение установленного порядка заключения с потребителем договора об установке в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учёта газа). По делу наложен штраф 20 тыс.руб.

Должностное лицо общества обжаловано данное постановление в Ярцевский районный суд Смоленской области. Суд отказал заявителю в удовлетворении требований в полном объёме. Постановление пока не вступило в законную силу.

В ходе рассмотрения дела в суде Смоленское УФАС России обратило внимание на то, что АО «Газпром газораспределение Смоленск» вообще игнорирует требования приказа Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 по заключению в письменной форме договоров на установку (замену) приборов учёта используемых энергетических ресурсов.

В 2018 году Смоленское УФАС России обратит пристальное внимание на деятельность ресурсоснабжающих организаций по соблюдению процедуры оснащения приборами учёта энергопринимающих устройств потребителей. 

 

В 4 квартале 2017 года правонарушителями было исполнено 1 постановление и уплачено в федеральный бюджет 50 тыс.руб. 

 

Итоги деятельности отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС за 4 квартал 2017 года

 

I

ПРИМЕНЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

в части пресечения недобросовестной конкуренции

        

         Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен главой 2.1 (статьями   14.1- 14.8) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

         В 4 квартале 2017 года рассмотрено 7 заявлений, в которых указывалось на признаки нарушения антимонопольного законодательства в части совершения недобросовестной конкуренции.

        По результатам рассмотрения 4-х заявлений признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены не были.

         Признаки нарушения антимонопольного законодательства были выявлены при рассмотрении 3-х заявлений: по 1-му заявлению было возбуждено 1 дело и выдано 1 предупреждение, по 2-м заявлениям – выдано 4 предупреждения о прекращении антимонопольного законодательства (по 2 предупреждения по каждому заявлению).

              

Дело было возбуждено в отношении закрытого акционерного общества Холдинговая компания «Балтвент» (местонахождение: г. Смоленск) по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Балтвент» (местонахождение:                г. Калининград).

 В Смоленское УФАС России поступило заявление ООО «Балтвент», в котором было указано, что на территории Смоленской области зарегистрирована организация ЗАО Холдинговая компания «Балтвент», которая ведёт аналогичный вид деятельности (производство и продажа дымоходов из нержавеющей стали) с заявителем, в своём фирменном наименовании и на своём Интернет-сайте использует товарный знак «Балтвент», правообладателем которого является ООО «Балтвент» на основании зарегистрированного свидетельства на товарный знак от 30.01.2008 (приоритет товарного знака наступил с 23.07.2007), имеет Интернет-сайт по адресу: www.baltven.ru, сходный с доменным именем Интернет-сайта ООО «Балтвент» - www.baltvent.ru, отличающийся отсутствием в доменном имени только латинской буквы «t». Основания для законного использования ЗАО Холдинговой компанией «Балтвент» товарного знака «Балтвент», правообладателем которого является ООО «Балтвент», отсутствуют.

Заявитель сообщил также, что ЗАО Холдинговая компания «Балтвент» рассылает письменные «Претензии» потенциальным заказчикам продукции ООО  «Балтвент», в которых указывается, что заводом-изготовителем  
поставляемых им ранее дымоходов из нержавеющей стали является ЗАО Холдинговая компания «Балтвент», а другие поставщики, с которыми они планируют заключить договоры поставки, поставляют дымоходы сомнительного качества и срока службы, что тем самым создаёт впечатление превосходства своего товара над дымоходами других поставщиков и является недостоверной информацией, так как ЗАО Холдинговая компания «Балтвент» не имеет собственного производства, что тем самым вводит в заблуждение потенциальных потребителей.

 

В ходе рассмотрения заявления установлено, что потенциальными конкурентами на рынке реализации модульных систем дымоходов из нержавеющей стали являются ЗАО Холдинговая компания «Балтвент», ООО «Балтвент» и ООО «Балтвент Смоленск».

Согласно требованиям части 1 статьи 14.4 Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

В соответствие с требованиями части 1 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В отношении ЗАО Холдинговая компания «Балтвент» Смоленским УФАС России было возбуждено дело № 05-09/04-17/К по признакам  нарушения части 1 статьи 14.4 и части 1 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции при введении в оборот модульных систем дымоходов из нержавеющей стали путём приобретения и использования в своём фирменном наименовании наименования: «Балтвент», сходного до степени смешения с наименованием: «Балтвент», принадлежащего хозяйствующему субъекту-конкуренту – ООО «Балтвент», у которого исключительное право на средство индивидуализации юридического лица возникло ранее, а также незаконного использования на своём Интернет-сайте www.baltven.ru обозначения «Балтвент», сходного до степени смешения с товарным знаком «Балтвент», правообладателем которого является ООО «Балтвент» и размещения в сети «Интернет» доменного имени Интернет-сайта www.baltven.ru, сходного до степени смешения с доменным именем Интернет-сайта ООО «Балтвент» www.baltvent.ru, что тем самым способно вызвать смешение с деятельностью ООО «Балтвент».

В настоящее время дело находится в стадии рассмотрения.

         Следует отметить, что в случае, если по результатам рассмотрения дела в действиях ЗАО Холдинговая компания «Балтвент» будут установлены нарушения требований части 1 статьи 14.4 и части 1 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции», административная ответственность за данные правонарушения предусмотрена частью 2 статьи 14.33 КоАП в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

 

         Выдано всего 5 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в части совершения недобросовестной конкуренции:  

 - В соответствие со статьёй 14.2. Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путём введения в заблуждение, в том числе в отношении продавца или изготовителя товара.

По итогам рассмотрения заявления ООО «Балтвент», ЗАО Холдинговой  компании «Балтвент» выдано предупреждение о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьёй 14.2 Закона «О защите конкуренции», выразившихся во введении в заблуждение приобретателей модульных систем дымоходов из нержавеющей стали в отношении качества и срока службы модульных систем дымоходов из нержавеющей стали, предлагаемых к продаже другими поставщиками и в отношении наименования завода-изготовителя модульных систем дымоходов, поставку которых осуществляет ЗАО Холдинговая компания «Балтвент», путём прекращения направления приобретателям модульных систем дымоходов из нержавеющей стали неподтверждённой информации в отношении качества и срока службы модульных систем дымоходов из нержавеющей стали других поставщиков, а также в отношении недостоверной информации о наименовании завода-изготовителя модульных систем дымоходов, поставку которых осуществляет ЗАО ХК «Балтвент».

Предупреждение исполнено в установленный срок. 

-  В Смоленское УФАС России поступило заявление ООО «ИталКонсалт»         (г. Москва), в котором сообщается о том, что общество является официальным дистрибьютором итальянской компании Fenix на территории Российской Федерации по поставке аппаратов для салонов красоты и медицинских клиник, в основе которых лежит запатентованная неинвазивная технология с использованием компрессионной микровибрации. Заявитель сообщил, что ООО «БИФЛЕКСИ-ЗАПАД» (г. Смоленск) предлагает к продаже электромеханический тренажер R-Sleek, который внешне имитирует дизайн аппаратов  компании Fenix. Информация об аппарате R-Sleek размещалась в социальной сети «Instagram», в том числе путём некорректного сравнения с аппаратом Fenix. Кроме того, ООО «БИФЛЕКСИ-ЗАПАД» незаконно используется знак охраны товарного знака – латинская  буква «R» в окружности рядом со словесными обозначениями, не зарегистрированными в установленным порядке в качестве товарных знаков. 

Статьёй 1485 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, предупредительная маркировка может размещаться только рядом с зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком.

По результатам рассмотрения заявления ООО «ИталКонсалт» Смоленским УФАС России в действиях ООО «БИФЛЕКСИ-ЗАПАД» выявлены признаки нарушения статьи 14.2 и статьи 14.3 Закона «О защите конкуренции».

 Признаки нарушения статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции» выразились в совершении  недобросовестной конкуренции путём введения в заблуждение при размещении в социальной сети «Instagram» недостоверных сведений о своём исключительном праве в части использования знака охраны в виде латинской буквы "R" в окружности рядом со словесными обозначениями: «R-Sleek» и «The new level», которые не зарегистрированы на территории Российской Федерации в качестве товарных знаков.

Согласно требованиям статьи 14.3 Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе: сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены; либо содержат негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Таким образом, информация, в том числе распространяемая в сети Интернет, не должна содержать в себе сведения, высказывания или иную информацию, в том числе сравнение, о товаре конкурента или его свойствах, если эта информация не раскрывает все свойства, характеристики и параметры товара конкурента, а касается лишь части из них или не раскрывает их вообще, и может каким-либо образом создать у лица, просматривающего информацию, впечатление о том, что товар конкурента по своим качественным и иным свойствам явно уступает товару, которому посвящена распространяемая информация.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства, установленные статьёй 14.3 Закона «О защите конкуренции», выразились в некорректном сравнении ООО «БИФЛЕКСИ-ЗАПАД» аппарата  R-Sleek с аналогичными аппаратами других хозяйствующих субъектов-конкурентов, в частности  аппаратов  компании Fenix, при размещении информации в социальной сети «Instagram».

ООО «БИФЛЕКСИ-ЗАПАД» было выдано 2 предупреждения об устранении нарушений антимонопольного законодательства, которые исполнены в установленный срок.

 

      - В Смоленское УФАС России поступило заявление ЗАО «Тропарево» (Московская область), в котором указывалось, что ЗАО «Тропарево» в январе 2017 года в пгт. Хиславичи приобрело всё имущество предприятия ООО «Молпром»   (пгт. Хиславичи, Смоленская область), которое ранее по данному адресу изготавливало  масло сливочное. ООО «Смолком» вывезло  все свое имущество и продукцию с территории завода еще в январе 2017 года, однако на  упаковках пачек масла: «Масло сладко-сливочное Крестьянское высший сорт» под брендом «Вася-Василек свое родное», которое продавалось в торговой сети в августе 2017 года, был указан прежний адрес производства масла.

       По результатам рассмотрения заявления было установлено, что ООО «Молпром» по договору купли-продажи в январе 2017 года передало в собственность ЗАО «Тропарево» всё имущество (в т.ч. административные и производственные корпуса с оборудованием для производства масла сливочного), которые находились в  пгт. Хиславичи, ул. Советская, д. 133, освободило ранее занимаемые помещения, а остатки изготовленной продукции были переданы ООО Торговый дом «Вася-Василек» (г. Смоленск): часть продукции продана, а  часть помещена на ответственное хранение. ООО Торговый дом «Вася-Василек» затем производило фасовку изготовленного ранее ООО «СмолКом» масла сливочного, но проставляя на упаковке, в том месте, где указано «Дата изготовления», дату его упаковывания (фасовки) масла.

     В действиях ООО «СмолКом» и ООО Торговый дом «Вася-Василёк» были выявлены признаки нарушения статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции путём введения в заблуждение при размещении на упаковках продукции «Масло сладко-сливочное Крестьянское высший сорт «Вася-Василек свое родное»,  ГОСТ 32261-2013, массовая доля жира 72,5%, масса нетто 180 г.», недостоверной информации в отношении места производства и даты изготовления продукции, адреса и телефона изготовителя.

    Предупреждения об устранении нарушений антимонопольного законодательства были выданы ООО «СмолКом» и ООО Торговый дом «Вася-Василёк». Предупреждения исполнены в установленный срок.

 

Следует отметить: согласно части 7 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Применение законодательства об административных правонарушениях при нарушении антимонопольного законодательства

 

В 4 квартале 2017 года возбуждено и рассмотрено 2 дела об административных правонарушениях по факту нарушения антимонопольного законодательства в части совершения недобросовестной конкуренции. К  административной ответственности по части 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено 1 юридическое лицо и 1 должностное лицо.

В соответствие с частью 2 статьи 14.33 Кодекса, недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях в отношении ООО «Алди»             (с. Печерск, Смоленская обл.) и должностного лица общества были возбуждены на основании вступившего в силу решения Комиссии Смоленского УФАС России, которым установлен факт нарушения требований статьи 14.5 Закона «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции путём производства, предложения к продаже и продажи опор мебельных регулируемых с незаконным использованием при этом результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Валмакс» (Челябинская обл.).

        По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях ООО «Алди» и должностное лицо  этого общества были привлечены к административной ответственности в соответствие с  частью 2 статьи 14.33 КоАП в виде наложения на общество оборотного административного штрафа в размере 132 301,80 рублей, на должностное лицо общества – двадцать тысяч рублей. Штрафы уплачены в установленный срок.

 

В 4 квартале 2017 года возбуждено и рассмотрено 1 дело об административном  правонарушении по факту неисполнения предписания антимонопольного органа в установленный срок,  административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена частью 2.5 статьи 19.5 КоАП.

В соответствии с решением Комиссии Смоленского УФАС России от 28.06.2017 по делу № 05-09/01-17/К действия ООО «Сильные машины» (место нахождения: г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 101, ИНН 6732137364) признаны нарушившими требования части 1 статьи 14.4 Закона «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции при введении в оборот дорожной  техники и запасных частей к ней путём приобретения и использования  исключительного права на средства индивидуализации юридического лица в своём фирменном наименовании, а именно наименования: «Сильные машины», сходного до степени смешения с наименованием: «Сильные машины», принадлежащего хозяйствующему субъекту-конкуренту – обществу с ограниченной ответственностью «Сильные машины» (место нахождения: г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 99; ИНН 6731083941), у которого исключительное право на средство индивидуализации юридического лица возникло ранее.

На основании Решения ООО «Сильные машины» (ИНН 6732137364) было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно предписанию по делу № 05-09/01-17/К от 28.06.2017 ООО «Сильные машины» необходимо было в срок до 15.08.2017 прекратить нарушение части 1 статьи 14.4 Закона «О защите конкуренции», а именно не использовать в своём фирменном наименовании наименование: «Сильные машины» при осуществлении вида деятельности, аналогичного деятельности ООО «Сильные машины» (место нахождения: г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 99; ИНН 6731083941). О выполнении Предписания необходимо было сообщить Смоленскому УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив документальное подтверждение его исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

 Учитывая, что предписание по делу от 28.06.2017 ООО «Сильные машины» не было исполнено в установленный срок, Смоленским УФАС России 06.10.2017 в отношении ООО «Сильные машины» было возбуждено дело об административном  правонарушении,  административная ответственность за которое предусмотрена частью 2.5 статьи 19.5 КоАП в виде наложения  административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

        Согласно выписке и Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Сильные машины» 10.11.2017 было переименовано в ООО «Альфа Трек».

По результатам рассмотрения дела 16.11.2017 ООО «Альфа Трек» было признано виновным в совершении административного правонарушения в части неисполнения предписания в установленный срок и в отношении общества вынесено постановление о  наложении административного штрафа в размере 100,0 тыс. руб. постановление находится в стадии исполнения.

 

II

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

 

В 4 квартале 2017 года Смоленским УФАС России рассмотрено всего 9 заявлений, в которых указывалось на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: по результатам рассмотрения 4-х заявлений были установлены признаки нарушения законодательства о рекламе, а по 5 - заявителям было отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Всего в 4 квартале 2017 года было рассмотрено 9 дел по признакам нарушения Закона «О рекламе». По результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, были установлены следующие нарушения:

- нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» выразились в  распространении рекламы по сетям электросвязи, посредством использования подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента на получение рекламы: установлены по результатам рассмотрения 2-х дел;

- нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в части распространения  рекламы медицинских услуг, в которой отсутствовало   предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию или получения консультации специалистов: установлены по результатам рассмотрения 1 дела.

 - нарушения общих требований к рекламе, которые предусмотрены статьёй 5 Закона «О рекламе»,  были установлены при  рассмотрении  6 дел.

По результатам рассмотрения 9 дел  реклама была признана ненадлежащей, выдано 12 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе. Все предписания исполнены в установленные сроки.         

 

Административная практика за нарушения законодательства о рекламе

 

В 4 квартале 2017 года возбуждено и рассмотрено 16 дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе, административная ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 1 статьи 14.3 КоАП, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением некоторых случаев, предусмотренных КоАП, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В случае нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок,  на основании части 5 статьи 14.3 КоАП, административная ответственность предусмотрена в виде  наложения административного штрафа на граждан также в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; а вот на других виновных лиц предусмотрено наложение  штрафа в повышенном размере: на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 По результатам рассмотрения 13 дел об административных правонарушениях штрафные санкции не применялись, так как, все привлекаемые к ответственности индивидуальные предприниматели и юридические лица включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба. Наказания в виде административных штрафов, предусмотренные статьёй 14.3 Кодекса, по 13 делам были  заменены на предупреждения.

Вынесено всего 3 постановления о наложении штрафа в размере 2,0тыс.руб. в отношении 3-х физических лиц за нарушении требований части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», всего на сумму 6,0тыс.руб. 1 постановление исполнено и штраф уплачен, 2 постановления находятся в стадии исполнения.

                                    

III

Контроль за соблюдением Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

 

В 4 квартале 2017 года Смоленским УФАС России продолжалась работа по проведению мониторинга соблюдения требований антимонопольного законодательства и положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

В ходе проведения мониторинга Интернет-сайтов поставщиков продовольственных товаров, были выявлены нарушения пункта 2 статьи 9 Закона о торговле, согласно требованиям которой хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Было возбуждено и рассмотрено всего 10 дел об административном правонарушении за нарушение требований части 2 статьи 9 Закона о торговле,  административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статья 14.41. КоАП в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей,  на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

По результатам рассмотрения 9 дел об административных правонарушениях штрафные санкции не применялись, на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП штрафы были заменены на предупреждения, так как привлекаемые к ответственности индивидуальные предприниматели и юридические лица являлись субъектами малого и среднего предпринимательства.

По результатам рассмотрения 1 дела в отношении должностного лица вынесено постановление о наложении штрафа в размере 20,0 тыс.руб. Штраф находится в стадии исполнения (уплачен в январе 2018 года).

 Также было рассмотрено 1 дело об административном правонарушении за нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о торговле торговой сетью,  административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статья 14.41. КоАП, наложен штраф на должностное лицо в размере 20,0 тыс.руб. Штраф уплачен в срок.

 

Судебная практика

Решения и предписания отдела по делам о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и постановления по делам об административных правонарушениях,   не обжаловались.

 

Итоги деятельности отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС за 4 квартал 2017 года

 

Применение антимонопольного законодательства

Проверки

За 4 квартал 2017 года Смоленским УФАС России проведено 3 плановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства органов исполнительной власти:

1) Администрация МО «Ельнинский район» Смоленской области (01.11.2017 по 29.11.2017) - нарушений не выявлено.

2) Ельнинский районный Совет депутатов (с 01.11.2017 по 29.11.2017) – нарушений не выявлено.

3) Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области (с 04.12.2017 по 29.12.2017) – выявлены нарушения (постановление Администрации № 945 «О предоставлении муниципальной преференции ООО «Коммунальные системы «Жуково» - что привело к передаче объекта теплоснабжения (здания котельной) без учета требований Закона о концессионных соглашениях и Закона о теплоснабжении). Выдано предупреждение от 18.01.2018 об отмене акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства и принятии мер по устранению последствий такого нарушения (срок исполнения до 01.07.0218).

Всего за 2017 год было проведено 10 плановых проверок:

- Смоленская районная Дума;

- Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области;

 -Администрация МО «Тёмкинский район» Смоленской области;

- Тёмкинская районная Дума;

- Администрация МО «Шумячский район» Смоленской области;

- Шумячская районная Дума;

- Администрация МО «Велижский район» Смоленской области;

- Велижская районная Дума,

- Администрация МО «Ельнинский район» Смоленской области;

- Ельнинская районная Дума.

Дела о нарушении АМЗ

В 4 квартале 2017 года дела о нарушении АМЗ не рассматривались.

Всего в 2017 году было рассмотрено 6 дел о нарушении АМЗ:

1) Дело №10-16 о нарушении Администрацией МО «Ярцевский район»  Смоленской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в заключении с ООО «Успех» соглашения от 09.12.2014 о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области от 08.12.2014 №12/14, предусматривающего передачу муниципального имущества в аренду без соблюдения требований антимонопольного законодательства (решение от 16.01.2017, выявлено нарушение ч. 1 ст. 17.1 Закона №135-ФЗ, выдано предписание).

2) Дело №11-16 о нарушении Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении им с ООО «Смоленское областное объединение обществ пассажирских перевозок» договора от 29.12.2015 № 81 на временное выполнение пассажирских перевозок по маршрутам №137 «Смоленск- Жуково» и №148 «Смоленск- Печерск» без проведения предусмотренного Постановлением Администрации Смоленской области от 20.03.2012 №201 конкурса на право осуществления пассажирских перевозок (решение от 23.01.2017, выявлено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции; выдано предписание, которое исполнено в установленный законом срок).

3) Дело №12-16 о нарушении Администрацией МО «Ярцевский район»  Смоленской области пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО «Промышленные Тепловые Системы», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем ограничения доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов (решение от 15.06.2017, выявлено нарушение п. 4 ст. 16 Закона №135-ФЗ, предписание не выдавалось, т.к. контракт исполнен).

4) Дело №13-16 о нарушении Администрацией МО «Ярцевский район»  Смоленской области пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО «Дельта», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем ограничения доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов (решение от 15.06.2017, выявлены нарушения п.4 ст. 16 Закона № 135-ФЗ, предписание не выдавалось, т.к. контракт исполнен).

5) Дело №14-16 о нарушении Администрацией МО «Ярцевский район»  Смоленской области пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО «Автоком», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем ограничения доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов (решение от 11.07.2017, выявлены нарушения п. 4 ст. 16 Закона №135-ФЗ, предписание не выдавалось, т.к. контракт исполнен).

6) Дело №01-17 о нарушении Главным управлением Смоленской области по регулированию контрактной системы пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в Типовые контракты на поставку горюче-смазочных материалов условий, предусматривающих наличие у поставщиков автозаправочных станций (пункты 1.2, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.6, 3.3.9, 4.2, 4.3, 4.3) (решение от 20.09.2017, выявлены нарушения п.2 ч.1 ст. 15 Закона №135-ФЗ, выдано предписание).

Предписание не исполнено, решение обжаловано в суд (дело № А62-9030/2017). Арбитражный суд Смоленской области не поддержал Управление

Выдача предупреждений

В 4 квартале 2017 года выдано 1 предупреждение:

- 25.10.2017 УМВД России по г. Смоленску (по результатам рассмотрения заявления ИП Пиманова А.Н.) выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, срок исполнения в течение 15 календарных дней с момента получения предупреждения. Предупреждение исполнено в установленный срок.

За 2017 год было выдано 13 предупреждений (4 находятся в стадии исполнения, 1 не исполнено (возбуждено дело № 01-17);8 исполнено).

Согласование предоставления преференций

В 4 квартале 2017 года было рассмотрено 3 обращения (всем согласовано; цель - аренда нежилых помещений в целях охраны здоровья граждан).

За 2017 год было рассмотрено 20 обращений, из которых по 1 - отказано (обращение о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства).

Обращения о нарушении АМЗ

В 4 квартале 2017 г. было рассмотрено 8 обращений (по 1 – выдано предупреждение, по 3 – нарушений не выявлено, 3 – оставлено без рассмотрения, 1 – находится в стадии рассмотрения (приостановлено до решения суда)).

Рассмотрение жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1

и обращений о включении сведений в РНП/РНУ

В порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ в 4 квартале 2017 года в Смоленское УФАС России поступило 10 жалоб, из них:

- 1 жалоба отозвана заявителем (Луценко К.В.).

- 1 жалоба признана обоснованной (ЗАО «Смоленские коммунальные системы), предписание не выдавалось, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.

- 5 жалоб возвращено заявителям (ООО «Компания Аэростандарт», ООО «Монтаж 67», ООО «ПетроТрак», ИП Апраксин Дмитрий Сергеевич, ООО «Юридическое партнёрство БИК»).

- 3 жалобы направлены для рассмотрения по территориальности (ООО «Гудвилл», Лакеенкова Е.В, Борисенкова В.В.).

За 2017 год всего было рассмотрено 32 жалобы, из которых 8 жалоб было возвращено, 10 – признаны необоснованными; 4 – обоснованные; 2- отозваны; 8 направлены по принадлежности.

Рассмотрение обращений о включении в РНП/РНУ:

В 4 квартале 2017 г. было рассмотрено 2 обращения:

- Администрации МО «Новодугинский район» Смоленской области № 3286-01 о включении в Реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды, находящегося в государственной или муниципальной собственности сведений о Тихонкове Сергее Марсовиче - победителе аукциона по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по лотам №1 (земельный участок с кадастровым номером 67:13:0030104:204) и №2 (земельный участок с кадастровым номером 67:13:0030104:205) (извещение №250817/0311529/01 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по адресу torgi.gov.ru) (принято решение не включать в РНУ);

- Администрации МО «Сычевский район» Смоленской области о включении в Реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды, находящегося в государственной или муниципальной собственности сведений о Синициной Инне Модестовне – победителе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по лоту №1 (извещение №030817/0194773/01) (принято решение о включении сведений в отношении Синициной И.М. в РНУ).

 

Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В Смоленское УФАС России в 4 квартале 2017 года поступило 63 жалобы, из них возвращено/отозвано заявителями 10/1, принято к рассмотрению 52 жалобы, из них признано обоснованными 19 жалоб (36,54% от общего числа рассмотренных; 33 или 63,46% - необоснованные), выявлена 21 закупка, размещенная с нарушениями законодательства о контрактной системе, выдано 9 предписаний о прекращении нарушений законодательства.

 

 

Рассмотрено 14 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых 9 хозяйствующих субъектов включены в реестр.

По 4 обращениям во включении в реестр отказано, 1 обращение возвращено без рассмотрения .

 

Типичные нарушения, выявленные Комиссией Смоленского УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок

Основные нарушения требований Закона о контрактной системе, допущены, прежде всего, в документациях о закупках.

Наиболее частыми нарушениями, встречающимися при рассмотрении жалоб в практике Смоленского УФАС России, по-прежнему являются следующие:

а) необъективное описание объекта закупки, в том числе, установление  избыточных  требований;

б) отсутствие надлежащим образом проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках;

в) установление излишних требований к участникам закупок или, напротив, отсутствие таковых в требуемых случаях;

г) неустановление дополнительных требований к участникам торгов согласно Постановлению Правительства №99 о подтверждении опыта строительных работ на требуемую сумму;

д)  отсутствие в проекте контракта  обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Также часто выявляемыми нарушениями являются нарушения порядка рассмотрения заявок участников, в том числе необоснованные отклонения или неправомерные допуски участников электронных аукционов.

При этом, практика рассмотрения жалоб позволяет выделить определенные типичные нарушения требований действующего законодательства, которые  допускаются участниками закупок, и, как следствие,  исключают их возможность конкурировать с остальными участниками за право заключить контракт.

Так, например, при подаче заявки на участие в закупке допускаются следующие нарушения, которые влекут  отклонение заявки:

1) отсутствие в составе заявки страны происхождения товара; показателей, требующихся заказчику в соответствии с документацией о закупке, или их несоответствие заявленным требованиям или национальным стандартам, техническим регламентам;

2) отсутствие в составе заявки декларации о соответствии участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) отсутствие с составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, устанавливаемых заказчиками в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», а также представление документов не в полном объеме (например, контракты (договора) без приложений);

4) отсутствие в составе заявки выписки, выданной саморегулируемой организацией, подтверждающей членство участника закупки в такой организации, за исключением случаях, указанных в статьях 48,52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) отсутствие в составе заявки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций при условии, что такое ограничение участия содержалось в извещении о проведении закупки и документации о закупке.

Судебная практика

В производстве арбитражных судов на отчетный период находилось 10 дел по заявлениям о признании недействительными решений Комиссии Смоленского УФАС России о признании фактов нарушения законодательства о контрактной системе.

Дело № А62-1348/2017 по заявлению ПАО СК "Росгосстрах" о признании незаконными ненормативных актов Смоленского УФАС России. Арбитражный суд Смоленской области заявителю в удовлетворении требований отказал. Двадцатый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, требования заявителя удовлетворил. Дело будет рассматриваться в АС ЦО.

Дело А62-10537/2017 по заявлению ООО «АВТОРЕМТЕХ». Подготовлен и направлен отзыв в Арбитражный суд Смоленской области. Дело назначено к рассмотрению на 25.01.2018.

Дело А62-5194/2017 по заявлению АМО «Рудннянский район». Заявителю в удовлетворении требований отказано арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

Дело А62-7558/2016 по заявлению ООО «Шарджа». Заявителю в удовлетворении требований отказано арбитражными судами первой и апелляционной инстанций. Заявитель обратился с кассационной жалобой в АС ЦО.

Дело А62-8791/2016 по заявлению ООО «СмолГазСпецСтрой». Производство по делу приостановлено судом.

Дело А62-4306/2017 по заявлению СОГБУ МФЦ. Арбитражным судом Смоленской области требования заявителя удовлетворены. На 05.02.23018 дело назначено к рассмотрению в арбитражном суде апелляционной инстанции.

Дело А62-958/2017 по заявлению ООО «КОМПТРЕЙД». Требования заявителя удовлетворены, решение суда вступило в законную силу.

Дело А62-6372/2017 по заявлению ООО «СГрупп». Требования заявителя удовлетворены, решение суда вступило в законную силу.

Дело А62-8993/2016 по заявлению САО «ВСК». Судами трех инстанций заявителю в удовлетворении требований отказано.

Дело А62-54/2017 по заявлению Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи. Судами трех инстанций заявителю в удовлетворении требований отказано.

Последние изменения в законодательстве о закупках

и официальные разъяснения

Внесены глобальные поправки в Закон о контрактной системе (Закон № 44-ФЗ)

– Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ внесены поправки в Закон № 44-ФЗ, регламентирующие проведение процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в электронной форме. В частности, поправками предусмотрено, что в электронной форме могут проводиться открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Закрытые закупки тоже могут быть электронными по решению Правительства РФ. При этом с 1 июля 2018 г. проведение электронных процедур – право заказчика, с 1 января 2019 г. – обязанность. Подача заявок на электронные закупки будет осуществляться через электронную площадку, а не через ЕИС. Для участия в электронных закупках участники закупки должны будут пройти регистрацию в ЕИС в порядке, установленном Правительством РФ, а также аккредитацию на электронной площадке. После регистрации в ЕИС сведения об участниках закупки будут содержаться в едином реестре участников закупок, который планируется ввести с 2019 года. Заявка на электронный конкурс будет состоять из 2-х частей: 1 – сведения о товаре (работе, услуге); 2 – сведения об участнике закупки и 3 – предложение о цене контракта. Поправками также предусмотрен единый порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры; введено понятие «специализированная электронная площадка», «оператор специализированной электронной площадки» для закрытых процедур закупок. Кроме регламентации электронных процедур, в Закон № 44-ФЗ внесены следующие поправки:

  • с 10 дней до 1 дня сокращен срок «паузы» между изменением плана-графика закупок и размещением извещения о закупке в случаях несостоявшихся закупок и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • ч. 1 ст. 31 дополнена новым требованием к участникам закупки – «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации»;
  • установлено, что, если заказчик отказался от заключения контракта с победителем, он вправе заключить контракт со вторым участником закупки (на условиях второго);
  • предусмотрено, что слова «или эквивалент» можно будет указывать не только в случаях закупки работ и услуг, но и при закупках товаров;
  • заключение контрактов жизненного цикла стало правом заказчиков, а не обязанностью;
  • установлено, что по несостоявшимся электронным процедурам не нужно согласование ФАС России на заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • сокращены случаи формирования заказчиками поэтапных отчетов об исполнении контрактов по статье 94 Закона № 44-ФЗ. Поэтапные отчеты необходимо будет формировать только в случае исполнения контракта на капремонт, реконструкцию, строительство, реставрацию, а также контрактов на сумму более 1 млрд. руб.;
  • с 30 июня 2019 г. обеспечение заявок на конкурс и на аукцион может быть деньгами или банковской гарантией;
  • с 3 рабочих дней до 5 рабочих дней увеличен срок направления сведений в реестр контрактов в соответствии со ст. 103 Закона № 44-ФЗ.

Поправки вступают в силу с 1 июля 2018 года, за исключением отдельных положений.

– Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503- ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 93 Закон № 44-ФЗ: закупка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к случаям закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93; пункт 43 признан утратившим силу.

Изменения вступили в силу 31 декабря 2017 г.

– Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 475-ФЗ внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, согласно которым международные рейтинговые агентства определены в качестве единственных поставщиков услуг по присвоению и поддержанию кредитных рейтингов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, указанными поправками перенесен срок вступления в силу нормы, предусматривающей принятие заказчиками банковских гарантий, выданных банками, которые будут соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ, с 1 января 2018 года на 1 июня 2018 года.

Изменения вступили в силу 29 декабря 2017 г.

Внесены изменения в Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Закон № 223-ФЗ)

– Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

y установлены способы осуществления конкурентных закупок: конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), иные способы, установленные положением о закупке); введено понятие «неконкурентная закупка»;

  • регламентирована процедура функционирования электронной площадки для целей проведения конкурентной закупки, в том числе закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • установлены требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом;
  • определено, что в антимонопольном органе Корпорацией МСП, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями могут быть обжалованы действия (бездействие) заказчиков, если они нарушают права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • расширен перечень правоотношений, которые не регулируются Законом № 223-ФЗ, однако он не распространяется на закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства;
  • предусмотрена возможность определения бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, для которых применение типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений;
  • расширен перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС: в частности, сведения о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения или пользования в отношении не- движимого имущества;
  • предусмотрен ведомственный контроль закупочной деятельности.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 года, за исключением отдельных положений.

– Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 496-ФЗ Правительству РФ предоставлены права определять перечни товаров, работ, услуг, аренды, включая фрахт, лизинг, а также начальную (максимальную) цену договора, при превышении которой заказчики, иные юридические лица не могут его заключать без согласования с координационным органом Правительства РФ; действие Закона № 223-ФЗ распространено на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов; уточнено понятие инвестиционного проекта с государственной поддержкой.

Изменения вступают в силу 30 июня 2018 г.

– Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 481-ФЗ установлено, что Правительство РФ вправе определить перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор.

Изменения вступили в силу 31 декабря 2017 г.

– Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ изменен пункт 9 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ и из сферы регулирования закона выведены отношения, связанные с осуществлением государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.

Изменения вступили в силу 9 января 2018 г.

Принято постановление Правительства РФ об особенностях реализации закона о федеральном бюджете на 2018 г. (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1705 определены особенности реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Постановление содержит ряд предписаний, направленных на исполнение федерального бюджета на 2018–2020 годы, в том числе касающихся казначейского сопровождения платежей по государственным контрактам.

Постановление вступило в силу 1 января 2018 г., за исключением отдельных положений.

Отложено вступление в действие отдельных положений правил ведения реестра контрактов (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1689 до 1 января 2019 года отложено вступление в действие подпункта «в» пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, в части проверки Федеральным казначейством непротиворечивости содержащихся в информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, условиям принимаемого к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета, и пунктов 2, 10, 18 и 22 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных указанным постановлением.

Постановление вступило в силу 31 декабря 2017 г.

Внесены изменения в акты по импортозамещению (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2017 г. № 1602 внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ, касающиеся импортозамещения. В этих актах слова «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», заменили на слова «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Поправки вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Снят запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из государств ЕАЭС (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1594 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, которыми снят запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из государств ЕАЭС; установлено, что параллельно с реестром российского программного обеспечения будет создаваться реестр для программного обеспечения ЕАЭС; уточнено, что под «программным обеспечением» надо понимать программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения установленных поправками контрактных обязательств.

Изменения вступили в силу 1 января 2018 г.

Утверждены перечни работ и услуг, в целях выполнения которых в 2018–2023 годах могут заключаться долгосрочные государственные контракты на содержание автомобильных дорог (Закон № 44-ФЗ)

Распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2017 года № 2866-р утверждены перечни работ и услуг, в целях выполнения которых в 2018–2023 годах могут заключаться долгосрочные государственные контракты на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на таких автомобильных дорогах. Внедрение долгосрочных контрактов по содержанию автодорог и искусственных сооружений предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации.

Утверждены правила формирования и ведения реестра юр. лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по гособронзаказу (Закон № 275-ФЗ)

Принято Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2017 г. № 1585, которым утверждены правила формирования указанного выше реестра. Реестр будет представлять собой базу данных о лицах, привлеченных к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ.

Постановление вступило в силу 29 декабря 2017 г.

Введено правило «второй лишний» при закупках стентов для коронарных артерий и катетеров (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2017 года № 1469 определены ограничения и условия допуска стентов для коронарных артерий и катетеров, происходящих из иностранных государств, при закупках для государственных и муниципальных нужд. В частности, устанавливается, что все заявки, содержащие предложение о поставке коронарных стентов и катетеров иностранного производства, будут отклоняться при условии подачи хотя бы одной заявки от поставщика российских коронарных стентов и катетеров.

Постановление вступило в силу 14 декабря 2017 г. и будет действовать до 1 июля 2018 г.

Установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Закон № 44-ФЗ)

Приказом Минтранса России от 8 декабря 2017 г. № 513 установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28.12.2017 № 49537 и вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Утвержден Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов (Закон № 44-ФЗ)

Минюстом России 7 декабря 2017 г. за № 49149 зарегистрирован приказ Минздрава России от 26 октября 2017 г. № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения».

Типовой контракт подлежит применению с 1 января 2018 г.

Снижена ключевая ставка Банка России до 7,75% (Закон № 44-ФЗ)

Банк России принял решение снизить с 18 декабря 2017 г. ключевую ставку с 8,25% годовых до 7,75% годовых. Напомним, что размер пеней, которые взыскиваются с заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), зависит от ставки рефинансирования, приравненной с 1 января 2016 г. к ключевой ставке. Таким образом, уменьшился размер пеней за просрочку исполнения контракта. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 9 февраля 2018 г.

О заключении договоров на оказание услуг водоснабжения, водоотведения (Закон № 44-ФЗ)

ФАС России в письме от 16 ноября 2017 г. № ВК/79958/17 разъяснила, что при заключении договоров водоснабжения и водоотведения, а также договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются типовые формы указанных договоров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

О закупке услуг по охране здания (Закон № 44-ФЗ)

ФАС России в письме от 13 октября 2017 г. № ИА/70852/17 разъяснила, что постановление № 587 не устанавливает исключительных полномочий какой-либо организации на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, в связи с чем заключение контракта на охрану здания, включенного в перечень, утвержденный постановлением № 587, с единственным исполнителем без проведения торгов на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не соответствует Закону № 44-ФЗ.

Об изменении протоколов за пределами сроков их размещения в ЕИС (Закон № 44-ФЗ)

ФАС России в письме 1 сентября 2017 г. № РП/60879/17 разъяснила, что внесение заказчиком изменений в протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, протоколы подведения итогов электронного аукциона после размещения в ЕИС содержит признаки нарушения Закона № 44-ФЗ.

О возможности осуществления любых закупок на основании пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ)

Минфин России в письме от 21 июня 2017 г. № 24-05- 07/38889 указал, что учреждение вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные специальными нормами пунктов 1, 8 и 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ как на основании указанных пунктов, так и в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с учетом ограничений по цене заключаемых контрактов и годовому объему закупок, предусмотренных данными пунктами.

 

 

Наверх