Доклад Смоленского УФАС России правоприменительной практики по итогам 4 квартала 2019 года

10 января 2020, 10:00
%d0%94%d0%be%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d0%b4

Доклад Смоленского УФАС России правоприменительной практики по итогам 4 квартала 2019 года

 

1. Актуальные вопросы технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных на территории садоводческих, огороднических товариществ (СНТ)

 

27 декабря 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила), которые определяют:

- порядок и особенности технологического присоединения;

- процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации;

- существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

- требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям;

- порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Действие Правил присоединения к электрическим сетям распространяется на случаи:

- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

- увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

- изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств и др.

При этом технологическое присоединение к электрическим сетям сопровождается заключением публичного договора и подчинено правилам, утвержденным Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622 в Правила технологического присоединения были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2019 года.

В частности, изменения коснулись и порядка технологического присоединения объектов, расположенных на территории садоводческих, огороднических товариществ.

Пункт 8(5) Правил предусматривает, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Другими словами, важные новации можно свести к следующему:

- раньше, то есть до внесения изменений, если собственник участка на территории СНТ имел намерение заключить индивидуальный договор энергоснабжения (и не зависеть в вопросах энергоснабжения от товарищества), ему надо было заключить с СНТ специальный договор на пользование объектами инфраструктуры товарищества. Теперь это требование отменено;

- продекларировано право сетевых организаций использовать инфраструктуру СНТ для подключения так называемых «индивидуалов», то есть тех лиц, которые ведут садоводство либо огородничество на территории товарищества в индивидуальном порядке, и не являются членами такого товарищества; при этом СНТ не вправе препятствовать этим действиями и требовать за это какую-либо плату;

- изменен перечень документов, которые необходимо предоставить в сетевую организации при подаче заявки на технологическое присоединение объектов товарищества. В частности, необходимо предоставить справку с указанием количества и перечня участков СНТ, с указанием данных владельцев, кадастровых номеров участков, а также данных об объемах выделяемой на каждый из участков электрической мощности;

- при подключении к электрическим сетям земельного участка на территории СНТ, собственник которого членом объединения не является и ведет индивидуальную хозяйственную деятельность, должна быть предусмотрена возможность отключения ограничения (отключения) электроснабжения этого участка без ущерба для членов СНТ (собственников других участков на территории СНТ);

- при заключении индивидуального договора энергоснабжения член СНТ или лицо, не являющееся членом СНТ, но владеющее участком на территории объединения, имеет право вместо документов, подтверждающих подключение к сетям именно этого участка, предоставить документы, подтверждающие статус члена СНТ на момент подключение к электросетям товарищества в целом. Либо, как вариант, «иные документы», который подтверждают имеющее место быть фактическое потребление электроэнергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. В Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены следующие изменения.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ часть 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» изложена в новой редакции (вступила в силу с 29.10.2019):

«Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.».

Таким образом, для целей установления наличия либо отсутствия признаков нарушения части 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ конкретизируется способ определения границ стометровой зоны, прилегающей к территориям:

- предназначенных для детей образовательных организаций,

- детских медицинских организаций,

- детских санаторно-курортных организаций,

- детских физкультурно-спортивных организаций,

- организаций культуры детей,

- организаций отдыха и оздоровления детей.

При этом вносимые изменения не меняют существа требований части 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в действующей редакции, а подтверждают, что размещение (распространение) рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на расстоянии менее чем сто метров от указанных учреждений не допускается.

 

 

 

 

 

3. 30 ноября 2019 года Правительством РФ принято разработанное ФАС России постановление1, которое дополняет порядок формирования однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.

 

Документ наделяет губернатора региона или уполномоченного им органа правом решать, в каком виде (однокомпонентном или двухкомпонентном) в субъекте РФ будут устанавливаться тарифы на горячую воду в закрытой системе.

Постановление определяет и правила расчета однокомпонентного тарифа, которые раньше регламентированы не были. Он будет устанавливаться органом регулирования тарифов в расчете на 1 кубический метр горячей воды и включать в себя стоимость 1 кубического метра холодной воды и расходы на его подогрев.

«Нововведения позволят устранить правовую неопределенность и вариативность толкования норм законодательства Российской Федерации, становясь очередным шагом по совершенствованию и систематизации установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – прокомментировал принятие постановления заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

1Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 N 1549 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406"

 

4. С введением в Федеральный закон 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) главы, регулирующей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) (Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ), одним из актуальных направлений антимонопольного контроля стал контроль в указанной сфере деятельности.

 

В большинстве своем заявления и обращения поступали по признакам нарушения статьи 10 (злоупотребление доминирующим положением) Федерального закона от 26.07.2019 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

Основными проблемными вопросами, обозначенными в заявлениях: были вопросы оказания услуг по сбору и захоронению ТКО без утвержденного тарифа, завышения норматива вывоза ТКО и тарифа, неправомерного применения тарифов на размещение ТКО, навязывания невыгодных условий договора на услуги по обращению с ТКО, навязывания платы за услугу - обращение ТКО, неправильного применения нормативов накопления ТКО, навязывания расчета платы за вывоз ТКО по договору, отказа/уклонения от заключения единого договора на оказание услуг по обращению с ТКО по нескольким объектам на одном участке, отказа от перерасчета платы за вывоз ТКО.

1. В Амурское УФАС России поступило заявление аптеки на действия рег оператора по вопросу навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

 

В ходе рассмотрения заявления установлено, что письмом обратился в ОАО «с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с 01.04.2019, на условиях определения количества вывозимых отходов по факту накопления контейнера, место накопления ТКО – контейнерная площадка по, периодичность вывоза – по факту наполнения контейнера.

Письмом направило в адрес заявителя проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО

Приложением № 1 к указанному проекту договора определены объемы и периодичность вывоза ТКО: норматив накопления

Письмом ИП направил в ООО «Спецэкомаш» отказ от подписания договора, просил осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров (вывоз по факту накопления), составить график вывоза ТКО

Данным письмом ОаО «повторно направило в адрес проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ЮЛ/19-01.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно части 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пунктам 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, при осуществлении расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Принадлежащий объект не отнесен Правительством Российской Федерации к категориям объектов, в отношении которых в обязательном порядке применяется нормативный метод определения объема ТКО.

Таким образом, действующим законодательством на равных основаниях допускается расчет объема вывозимых ТКО как нормативным путем, так и исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

При этом, использование ОаО нормативного метода расчета объема ТКО является для потребителя невыгодным, поскольку в данном случае расчетный объем ТКО превышает заявленный потребителем годовой объем вывозимых ТКО в 10 раз.

 

Кроме того, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 не предусмотрено предоставление заявителем в составе заявки на заключение договора об обращении с ТКО документов, подтверждающих фактические объемы вывезенных отходов.

 

Таким образом, отказ от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях определения объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, и навязывание заключения такого договора на условиях определения объема ТКО нормативным методом, является необоснованным.

 

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

 

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

 

На основании вышеизложенного, выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусматривающее необходимость направления в адрес ИП проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (место накопления отходов – контейнерная площадка по адресу: г. Зея, Рыночная площадь) в соответствии с условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, с учетом права потребителя на выбор способа определения расчетного объема отходов (исходя из нормативов накопления или количества и объема контейнеров), а также необходимости установления в договоре конкретных периодов (дат) вывоза отходов.

 

Предупреждение выполнено в установленный срок.

 

 

 

Типовыми нарушениями Закона о рекламе на подведомственной территории за отчетный период явились:

 

распространение рекламы, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе),

распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, в связи с чем искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (пункт 7 статьи 5 Закона о рекламе),

распространение рекламы услуг, в отсутствие лицензии на осуществление рекламируемых услуг (часть 7 статьи 7 Закона о рекламе),

распространение рекламы с использованием иностранных слов (пункт 1 части 5, части 11 статьи 5 Закона о рекламе),

реклама по сетям электросвязи, в части распространения рекламы без предварительного согласия абонента (часть 1 статьи 18 Закона о рекламе).

реклама финансовых услуг, в которой отсутствовали сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу (часть 1статьи 28 Закона о рекламе),

реклама медицинских услуг, не сопровождаемая предупреждением о наличии противопоказаний, получения консультации специалистов (часть 7 статьи 24 Закона о рекламе),

использование транспортного средства преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (часть 2 статьи 20 Закона о рекламе).

 

 

Выдано 7 предупреждений о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, 3 нарушения устранены до выдачи предупреждения.

В 2019 году Управлением рассмотрено 250 заявлений о нарушения федерального закона о рекламе. По результатам рассмотрения 222 заявлений отказано в возбуждении дела. По результатам рассмотрения 28 заявлений возбуждены дела о нарушении закона о рекламе.

Всего возбуждено 30 дел.

Выдано 28 предписаний, все предписания исполнены в полном объеме.

по ст. 9.21 коап РФ в 2019 году взыскано 2 510 000 рублей.

ст.14.3 КоАП Нарушение законодательства о рекламе – возбуждено 35 дел. из них выдано 18 предупреждений. вынесено 16 постановлений. Взыскано 449 тыс. рублей.

По ч. 5 ст. 19.8 часть 5 - за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), предусмотренных АМЗ, и представление заведомо недостоверных сведений (информации) вынесено 2 постановления на общую сумму 100 тыс. штрафы уплачены.

ПРОВЕРКИ

 

За 4 квартал 2019 года по поручению ФАС России от 25.11.2019 №АЦ/103097-ПР/19 Смоленским УФАС России было проведено 5 внеплановых проверок в отношении Областного государственного бюджетного учреждения «Лесопожарная служба Смоленской области» на предмет соблюдения Учреждением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупок лесопожарной техники.

В документах, информации, сведениях проанализированных Инспекцией, нарушений Закона о защите конкуренции при проведении рассматриваемых закупок, выявлено не было.

Плановые проверки в 4 квартале 2019 года Управлением не проводились.

Всего за 2019 г. было проведено 6 внеплановых проверок (5 описаны выше) и 1 внеплановая проверка быа проведена в соответствии с поручением УФСБ России по Смоленской области по соблюдению Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области и созданной ею конкурсной комиссией требований Закон о защите конкуренции при проведении на основании постановления Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 14.11.2018 № 1356 «О проведении повторного открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту № 10 «МЖК-МРЭО ГИБДД» на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области.

В документах, информации, сведениях проанализированных Инспекцией, нарушений Закона о защите конкуренции при проведении вышеуказанного открытого конкурса выявлено не было.

ДЕЛА по АМЗ

В 4 квартале 2019 г. решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства Управлением не принимались.

Всего за  2019 г. дела о нарушении АМЗ Управлением не рассматривались.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

В четвертом квартале 2019 г. Управлением было выдано 5 предупреждений (всего за 2019год выдано – 14 предупреждений).

1-2) В ходе рассмотрения обращения ИП Блинова Юрия Сергеевича (далее также – Заявитель) содержащее сведения о неправомерном заключении государственным заказчиком – Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по межмуниципальным маршрутам с ИП Качаловым Александром Алексеевичем как с единственным поставщиком, выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, которые выразились в следующем.

14 июня 2019 г. между Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и индивидуальным предпринимателем Качаловым Александром Алексеевичем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) был заключен государственный контракт №65-19/04-к на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту пригородного сообщения №205 «Дорогобуж-Сафоново», и межмуниципальному маршруту междугородного сообщения №615 «Каськово-Сафоново» (пункт 1.1 контракта).

Согласно пункту 3.1 контракта, данный контракт вступает в силу с 15.06.2019 и действует по 11.12.2019 включительно.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного закона.

Учитывая необходимость применения к правоотношениям по заключению контрактов положений Закона о контрактной системе, необходимо принимать во внимание установленный статьёй 8 данного закона принцип обеспечения конкуренции, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Из изложенного следует, что заказчик вправе провести конкурентную процедуру или осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если осуществление такой закупки попадает в перечень случаев, поименованных в статье 93 указанного закона.

Как следует из преамбулы государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по межмуниципальным маршрутам от 14.06.2019, данный контракт был заключен в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент заключения контракта) одним из случаев осуществления закупки у единственного поставщика является закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Согласно пункту 2.1 контракта, в связи с тем, что оплата стоимости билетов за проезд пассажиров и провоз багажа производится из средств пассажиров, цена контракта составляет 0 (ноль) рублей 00 копеек, НДС не облагается в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса РФ, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Из изложенного следует, что основанием для заключения рассматриваемого контракта с ИП Качаловым А.А. как с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе явилось то обстоятельство, что данная закупка осуществлена на сумму, не превышающую сто тысяч рублей (цена контракта - 0 руб. 00 коп.).

В силу требований части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего закона.

В соответствии с указанной нормой Правительством Российской Федерации 11 октября 2016 г. было издано постановление № 1028 «О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем такой порядок».

В пункте 1 данного постановления установлено, что при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Министерством транспорта Российской Федерации устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Во исполнение данного постановления Правительства РФ, приказом Минтранса России от 08.12.2017 № 513 был утвержден действовавший на момент заключения обжалуемого государственного контракта порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Порядок №513).

В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона №220-ФЗ документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:

1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;

2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;

3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

В силу требований части 6 статьи 14 Закона №220-ФЗ, если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы (прим. расчет производится по формуле (1), указанной в пункте 3 Порядка №513).

При этом, как следует из требований пункта 3 указанного Порядка, в случае, если плата за проезд пассажиров и провоз багажа остается у перевозчика, расчет цены контракта производится уже в соответствии с формулой (2).

Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий (часть 7 статьи 14 Закона №220-ФЗ).

Установлено, что в пункте 2.2 государственного контракта заказчиком определено, что плата за проезд пассажиров и провоз багажа в транспортном средстве взимается Подрядчиком согласно тарифам на перевозку пассажиров и багажа, установленным постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Согласно пункту 2.4 контракта подрядчик оставляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении.

Из письменных пояснений Департамента от 03.10.2019 исх. №2893/04 следует, что субсидии, в целях компенсации недополученных перевозчиком доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров на общественном транспорте, не предоставляются.

Из изложенного следует, что в рассматриваемом случае, расчет цены контракта должен был производиться заказчиком в соответствии с формулой (2), указанной в пункте 3 Порядка №513.

В этой связи, Управление, в своем запросе от 11.09.2019 исх. №3019/03, обязало Департамент представить расчет цены рассматриваемого контракта в соответствии с Порядком №513.

Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в своих письменных пояснениях от 27.09.2019 исх. №2837/04 указал, что цена рассматриваемого государственного контракта была рассчитана Департаментом в соответствии с Порядком №513. При этом на момент заключения контракта от 14.06.2019 №65-19/04-к, Департамент руководствовался частями 3 и 4 статьи 93 Закона о контрактной системе, согласно которым в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не требуется обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта (в том числе расчет) и иных существенных условий контракта. Данные обстоятельства, как указал Департамент, не позволяют ему представить расчет цены контракта.

Как указывалось выше, согласно действующему законодательству, заказчик обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг посредством проведения конкурентных процедур с целью создания равных условий между участниками закупок. Осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик вправе только в строго определенных статьёй 93 Закона о контактной системе случаях.

При этом заказчик не должен совершать действия для искусственного создания таких условий, чтобы воспользоваться «законным» правом осуществить отбор поставщика (исполнителя, подрядчика) минуя проведение конкурентных процедур.

В рассматриваемом случае отсутствие письменного обоснования правильности расчета цены рассматриваемого контракта, которая составила 0 руб. 00 коп., свидетельствует о том, что Департаментом расчет цены контракта производился без применения Порядка №513.

Заключение Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе такого рода контрактов (по цене «0 руб. 00 коп.»), приводят к исключению какой-либо конкуренции между хозяйствующими субъектами на рынке регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, так как количество таких контрактов, которое может заключить Департамент в соответствии с указанным пунктом с соблюдением всех ограничений, может быть неограниченным.

Таким образом, в действиях Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, выразившихся в неприменении при расчете цены рассматриваемого контракта Порядка №513, а также заключении 14.06.2019 государственного контракта №65-19/04-к на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по межмуниципальным маршрутам с ИП Качаловым А.А. как с единственным поставщиком, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству было выдано предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, а именно - организовать и провести конкурентную процедуру (торги), обеспечивающую равный доступ на указанный рынок всех заинтересованных хозяйственных субъектов, расторгнуть контракт №65-19/04-к от 14.06.2019 и заключить новый контракт с лицом, отобранным по результатам проведения конкурентной процедуры.

В настоящее время проводится проверка по факту исполнения выданного предупреждения.

Аналогичные нарушения в действиях Департамента были установлены по результатам рассмотрения обращения ИП Ануфриенкова С.В. содержащего сведения о допущенных Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству нарушениях антимонопольного законодательства, выразившихся в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские пассажирские перевозки» (далее также ООО «Смоленские пассажирские перевозки») права на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 228 Смоленск-Голынки без проведения конкурсных процедур. В этой связи Департаменту также было выдано предупреждение, проверка исполнения которого проводится Управлением.

3-4) По результатам рассмотрения обращения АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (Межрайонное отделение) в действиях Администрации Михайловского сельского поселения, Администрации Верхнеднепровского городского поселения, Администрации Усвятского сельского поселения Дорогобужского района Смоленской области выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в нарушение порядка передачи находящихся в муниципальной собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения.

Между Администрацией Михайловского сельского поселения Дорогобужского района Смоленской области (далее также Администрация) и муниципальным унитарным предприятием муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области «Водоканал» (далее также МУП «Водоканал») заключен договор аренды муниципального имущества № 01 от 11.01.2010 (срок действия договора с 01.01.2010 по 30.12.2010).

Между тем, порядок передачи объектов, являющихся предметом заключенного между Администрацией и МУП «Водоканал» договора аренды муниципального имущества, предусмотрен нормами специальных законов, а именно Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессии) и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессии объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты водоснабжения и (или) водоотведения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких систем и объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон № 307-ФЗ) действие положений статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении распространяется на отношения по аренде объектов водоснабжения и водоотведения государственной или муниципальной собственности, извещения о конкурсе на право аренды которых опубликованы после 05.12.2015.

В силу части 4 статьи 8 Закона № 307-ФЗ договоры аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды.

При таких обстоятельствах, Администрация не вправе была заключать с МУП «Водоканал» в отношении объектов водоснабжения и водоотведения дополнительные соглашения № 8 от 01.01.2016, № 10 от 29.12.2018  к договору аренды муниципального имущества № 01 от 01.01.2010.

Учитывая, что все объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых была произведена передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию более чем за пять лет до момента заключения вышеуказанного договора аренды муниципального имущества, в отношении таких объектов может быть заключено только концессионное соглашение.

Передача прав владения и (или) пользования указанными выше объектами в ином порядке законодательством не допускается.

Согласно пункту 20 статьи 4 под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010, достаточным основанием для вывода о нарушении части  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допустимых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача государственного или муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает  преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Действия (бездействие) Администрации Михайловского сельского поселения Дорогобужского района Смоленской области в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, выразившиеся в заключении дополнительных соглашений о продлении договора аренды муниципального имущества № 1 от 11.01.2010 и непринятии мер по передаче объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, приводят к ограничению конкуренции и  ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а следовательно, нарушают запреты, установленные пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что является основанием для выдачи в соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждения о необходимости прекращения нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) Администрации Усвятского сельского поселения Дорогобужского района Смоленской области в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, выразившиеся в заключении дополнительных соглашений о продлении договора аренды муниципального имущества № 1 от 01.10.2012  и непринятии мер по передаче объектов водоснабжения в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, приводят к ограничению конкуренции и  ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а следовательно, нарушают запреты, установленные пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что является основанием для выдачи в соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждения о необходимости прекращения нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) Администрации Верхнеднепровского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, выразившиеся в заключении дополнительных соглашений о продлении договора аренды муниципального имущества б/н от 01.01.2010 и непринятии мер по передаче объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, приводят к ограничению конкуренции и  ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а следовательно, нарушают запреты, установленные пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что является основанием для выдачи в соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждения о необходимости прекращения нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, Управление в отношении каждого органа местного самоуправления было выдано по предупреждению, которые, в настоящее время, находятся в стадии исполнения.

Всего за. 2019 год исполнено 6 предупреждений (1 - связано с заключением договора аренды на новый срок (неправомерное предоставление преимущественного права); 5 – связано с передачей объектов водоснабжения и водоотведения не по концессии).

В настоящее время в стадии исполнения находятся шестнадцать предупреждений, которые были выданы, в том числе, и в предыдущие периоды (связаны с нарушением порядка передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, т.е. без учета требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», что свидетельствует о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции, с нарушением порядка отбора перевозчиков).

ПРЕФЕРЕНЦИИ

За 4 квартал 2019 года заявлений о предоставлении государственной или муниципальной преференции, в Управление не поступало.

Всего за 2019 год было подано 16 заявлений о предоставлении преференции (10- в целях охраны здоровья граждан; 2 – производство с/х продукции; 2 – социальное обеспечение населения; 1 – развитие образования и науки; 1 – поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях»), из которых по 1 – отказано (цель муниципальная преференция не соответствовала целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона), по 1 – было дано согласие с ограничением запрашиваемого срока (заявлению было дано согласие на предоставление преференции с ограничением срока (с 10 лет до 3 лет). А именно: предоставлена муниципальная преференция ОАО «Смоленск-Фармация» в целях охраны здоровья граждан в виде предоставления в аренду нежилого помещения площадью 273,4 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Колхозная площадь, дом 6, для использования под аптечный пункт без проведения торгов на право заключения договора аренды с введением следующих ограничений:

- ограничить предельный срок предоставления испрашиваемой преференции с 10 лет до 3 (трёх) лет, в целях исключения негативного влияния предоставляемой муниципальной преференции на состояние конкуренции в городе Смоленске. (Ограничение исполнено).

ОБРАЩЕНИЯ по АМЗ

За 4 квартал 2019 года было рассмотрено 26 обращений, из которых: 5 обращений оставлены без рассмотрения, так как были поданы без соблюдения требований статьи 44-Закона №135-ФЗ.

По результатам рассмотрения 18 обращений признаков нарушения антимонопольного законодательства выявлено не было, в связи с чем, заявителям было отказано в возбуждении дел о нарушении АМЗ.

По результатам рассмотрения 3 обращений (обращение ИП Блинова Юрия Сергеевича, ИП Ануфриенкова Сергея Викторовича, АО "Атомэнергосбыт" Смоленский филиал) Управлением были выявлены признаки нарушения АМЗ, в связи с чем, выданы 5 предупреждений (описаны выше).

Всего за 2019 год было рассмотрено 96 обращений (по 64 обращениям – отказано в возбуждении, 25 обращений остановлено без рассмотрения; по 7 обращениям – выявлены признаки нарушения АМЗ, выдано 14 предупреждений).

Жалобы по ст. 18.1 и РНП/РНУ

В 4 квартале 2019 года по ст. 18.1 Закона №135-ФЗ поступило 7 жалоб, из которых:

- 1 жалоба направлена по подведомственности в Московское УФАС России, так как обжаловались действия лиц, находящиеся на территории, подведомственной Московскому УФА России;

- 1 жалоба заявителем была отозвана;

- 1 жалоба возвращена заявителю, ввиду того, что она не была подписана, в жалобе отсутствовали обязательные требования;

- 3 жалобы признаны необоснованными, так как доводы, изложенные в них не нашли своего подтверждения;

- 1 жалоба признана обоснованной, в аукционной документации отсутствовали сроки предоставления разъяснений участникам процедуры. Предписание об устранении нарушений не выдавалось, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.

Всего за 2019 год: поступило в адрес Управления 58 жалоб, из которых: 5 жалоб перенаправлены по подведомственности, 10 жалоб оставлено без рассмотрения, 15 жалоб возвращено, 15 жалоб признаны необоснованными, 10 жалоб признано обоснованными, 3 жалобы отозваны.

 

По РНП/РНУ/РНПО: за 4 квартал 2019 года в адрес Управления поступило 4 обращения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций информации об ООО «ГенСтройПроект», по результатам рассмотрения которых Комиссией Управления принято решение представленную информацию в отношении указанного Общества в реестр недобросовестных подрядных организаций не включать.

Всего за 2019 год поступило 8 обращения (1РНУ - вернули, 3 РНП-  по результатам рассмотрения 2- не включили; 1 – включили, РНПО -  не включили).

 

Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и

муниципальных нужд

В Смоленское УФАС России в 4 квартале 2019 года поступило 48 жалоб, из них возвращено/отозвано заявителями 14/2, принято к рассмотрению 32 жалобы, из них признано обоснованными 10 жалоб (31,3% от общего числа рассмотренных, в 3 кв. 2019 – 14,7%), 22 жалобы (или 68,8%) – необоснованные (в 3 кв.2019 – 85,2%).

Выявлено 10 закупок с нарушениями законодательства о контрактной системе, установленными в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при их рассмотрении, выдано 7 предписаний о прекращении нарушений законодательства. Все предписания исполнены.

Нарушения, выявленные Комиссией Смоленского УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе (пропуск срока размещения в ЕИС измененной аукционной документации, что привело к тому, что участник закупки не смог подать заявку на участие в аукционе, так как срок подачи заявок также не продлевался);

- несоблюдение способа определения поставщика при осуществлении закупок инсулинов по торговым наименованиям (был проведен аукцион в электронной форме, а должен быть проведен запрос предложений), неправомерный признание участника закупки не соответствующим требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок;

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников (при проведении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта более 20 млн. руб. заказчиком установлено ограничение, что закупка проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства (при этом в силу действующего законодательства закупки у СМП могут быть осуществлены при НМЦК до 20 млн. руб.);

- протокол рассмотрения первых частей заявок участников закупки составлен с нарушениями требований, в одном протоколе отсутствовали сведения о результатах рассмотрения первых частей заявок участников закупки, в другом протоколе – не указаны положения документации об аукционе, которым не соответствует рассматриваемая  заявка.

- разночтения в проекте контракта в сроках возврата денежных средств, вносимых в качестве обеспечения исполнения контракта;

- при проведении торгов на «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 Приложения №1 Постановления Правительства РФ №99.

Всего за 2019 год в Управлении поступило 272 жалобы, из которых возвращено: 146; отозвано заявителями –14; признано необоснованными: 88, признано обоснованными: 24. Выдано 23 предписания, которые были исполнены.

Проведение проверок

В указанный период времени было проведено 19 внеплановых проверок, по результатам проведения 17 проверок были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены изменения в Закон о контрактной системе. В частности, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона.

При этом статья 66 Закона была дополнена частью 3.1 следующего содержания «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 данного закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)» вступила в законную силу с 1 июля 2019 года).

Из изложенного следует, что если проектная документация размещена, то в первых частях заявок участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно будет рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдет через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

В ходе проведения проверок Инспекцией Управления установлено, что заказчиками при осуществлении закупок на капитальный ремонт объектов капитального строительства не были учтены изменения, которые произошли в законодательстве: установлены требования к составу первых частей заявок (предоставление конкретных показателей), время проведения аукциона определено не верно.

В одной из закупок, заказчиком установлен на закупку товаров, работ, услуг у турецких компаний в соответствии с ПП РФ от 29.12.2015 №1457, которое постановлением правительства РФ от 29.12.2015 №1457 было отменено с 10.06.2017.

При проведении 2 внеплановых проверок был установлен факт неправомерного заключения с единственным поставщиком контрактов по чрезвычайной ситуации, при отсутствии таковых.

Всего за 2019 год Управлением было проведено 22 внеплановые проверки.

В 2019 года плановые проверки Управлением не проводились.

Включение сведений в РНП

В 4 квартале 2019 всего рассмотрено 60 обращений о включении информации об участниках закупок в РНП. Включены в реестр информация о 28 УЗ (4 - в связи с уклонением от заключения контракта; 24 – в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнением контрактов).

По 31 обращениям во включении в реестр отказано (15 – фактов уклонения от заключения контрактов не подтвердились; 16 – факта недобросовестного поведения победителей закупок, послуживших основанием принятия заказчиками решений об одностороннем отказе заказчиков от исполнения контрактов в связи с нарушением их условий, не подтвердились). 1 обращение возвращено.

Всего на конец отчетного периода в РНП находились сведения о 8 участниках закупок, включенных в этот реестр решениями Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, из них:

2 – в связи с уклонением от заключения контрактов;

6 – в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнением контрактов.

Всего за 2019 год в адрес Управления поступило: 126 обращений, из которых включено в РНП: 51, отказано во включении информации в РНП – 74, возвращено – 1.

Судебная практика

В производстве арбитражных судов находится 8 дел:

- А62-3597/2019 по иску Департамента Смоленской области по здравоохранению к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области  о признании незаконным и отмене решения от 25.01.2019 № 7/19-ГЗ/Ж, которым была признана обоснованной жалоба ООО "МАКСфарм", г.Москва на действия аукционной комиссии в связи с неправомерным признанием заявки едиственного участника ЭА (1056-аэф/тк) Поставка лекарственных препаратов (Альфакальцидол) для обеспечения на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Решение Управления оставлено в силе, в иске отказано.

- А62-3922/2019 по иску ООО «ЦентрЭлектроСвязь» к Смоленскому УФАС России о признании незаконным решения Управления 29.04.2019 по делу № 067/06/67-40/2019 и его отмене (решение о признании необоснованной жалобы заявителя на действия аукционной комиссии Департамента Смоленской области  по образованию и науке, отклонившей его заявку на участие в ЭА № 0872-аэф/т Поставка специализированного оборудования для проведения единого государственного экзамена и обработки материалов государственной итоговой аттестации.

Решением АССО от 18.09.2019 иск заявителя удовлетворен частично. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 24.04.2019 по делу № 067/06/67-40/2019 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе признано незаконным. Управлением была подана апелляционная жалоба. Двадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Управления без удовлетворения. Смоленское УФАС России планирует обжаловать в кассационную инстанцию это решение суда после его изготовления судом.

- А62-4887/2019 по иску Управления Росреестра по Смоленской области о признании незаконным решения Смоленского УФАС России от 06.05.2019 РНП № 67-20/19 об отказе во включении в РНП сведений об участнике закупки, с которым заявитель расторг контракт в одностороннем порядке.

Заявление Управления Росреестра по Смоленской области было оставлено без рассмотрения, так как заявитель неоднократно не приходил на заседания суда, ходатайств о рассмотрении в его отсутствие  от него также не поступало.

- А62-8643/2019 по иску ООО «Амкор Инжиниринг» об оспаривании решения от 06.08.2019 РНП № 67-45/19 (заявитель признан уклонившимся от заключения контракта).

Решение Управления оставлено без изменений. В удовлетворении иска заявителю было отказано.

- А62-9692/2019 по заявлению Администрация Лосненского сельского поселения Починковского района Смоленской области у УФАС по Смоленской области о признании недействительным решения № 067/06/67-102/2019 от 26.06.2019 (признана обоснованной жалоба на неправомерный отказ в допуске к участию в ЭА Выполнение работ по строительству объекта: Газопровод для газоснабжения жилых домов в д.Рябцево Починковского района Смоленской области).

АССО своим решением от 26.12.2019 признал решение Управление недействительным. Смоленское УФАС России планирует обжаловать в апелляционную инстанцию это решение суда.

- А62-8719/2019 по заявлению ООО "ЛЮКСТОРГСПМ" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области о признании незаконными решения УФАС по делу № 067/06/67-158/2019 (признана необоснованной жалоба на неправомерный отказ в допуске к участию в ЭА №3453 - аэф/т Поставка новогодних подарков для проживающих на территории Смоленской области детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Решением суда первой инстанции от 11.12.2019 заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований.

- - А62-8771/2019 по заявлению ООО «Спецкомплектстрой» о признании недействительным решения Управления, принятого по результатам рассмотрения обращения РНП № 67-52/19 от 30.08.2019 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «СпецКомплектСтрой». АССО своим решением от 16.12.2019 признал обжалуемое решение Управления недействительным. Смоленское УФАС России планирует обжаловать в апелляционную инстанцию это решение суда.

- - А62-1659/2019 по заявлению Департамента Смоленской области по здравоохранению о признании недействительным решения Управления от 07.12.2018 № 238/18-ГЗ/Ж, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «МедикоФарм» (обжаловался неправомерный отказ по вторым частям заявок - не представлена копия действующего регистрационного удостоверения на лекарственные препараты, жалоба признана обоснованной). АССО -  отказал истцу в удовлетворении исковых требований, 20ААС и суд кассационной инстанции оставили решение суда первой инстанции без изменения.

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх