Доклад по правоприменительной практике Смоленского УФАС России

14 сентября 2022, 11:32
44

 

ДОКЛАД

по правоприменительной практике

Смоленского УФАС

за 2022 год

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

 

За отчетный период 2022 года было возбуждено и рассмотрено 98 дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, по 82 делу вынесены решения о наличии нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе. На основании своих решений Комиссией было выдано рекламодателям и рекламораспространителям было выдано 16 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

По 16 делам вынесены определения о прекращении рассмотрения дела, в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссиях действиях нарушения законодательства о рекламе либо в связи с невозможностью установления лица, нарушившего законодательства Российской Федерации о  рекламы в течение установленного срока.

16 дел в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.

Примеры по рассмотренным делам по признакам нарушения законодательства о рекламе:

ДЕЛО № 067/05/18-49/2022. В Смоленское УФАС России 16.12.2021 поступило обращение физического лица о том, что на выделенный ему оператором связи абонентский номер поступил звонок рекламного характера без его предварительного согласия; Как следует из представленной аудиозаписи телефонного на номер телефона заявителя поступил звонок следующего содержания: «Уделите пару минут. Спешим Вас поздравить, Вы ранее пользовались услугами платежных систем МастерКард и Виза. И в качестве благодарности за Ваше доверие, мы делаем Вам подарок – это карта рассрочки. Проценты по этой карте Вам вообще не нужно платить, так как она не является кредитной. С картой покупки оплачиваются в рассрочку без процентов до 18 месяцев, в течение 10 лет можете без проблем совершать покупки без процентов, тем более по карте предусмотрено пожизненное бесплатное обслуживание. То есть, за карту не надо будет платить ни сейчас, ни потом, она для Вас абсолютно бесплатна. Для уточнения места получения Вашей карты оставайтесь на линии».

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Решением Комиссии Смоленского УФАС России от 05.04.2022 по делу № 067/05/18-49/2021 признана ненадлежащей реклама финансовых услуг, распространенная Индивидуальным предпринимателем посредством использования телефонной связи на абонентский номер Заявителя без предварительного на то согласия рекламу; ИП - нарушившим требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

ДЕЛО № 067/05/18-222/2022. Указанное дело возбуждено по обращению физического лица по факту поступления на выделенный ему оператором связи телефонный номер звонка рекламного характера. К обращению прилагались материалы, подтверждающие распространение рекламы на абонентский номер запись телефонного разговора.

Представленный аудио-файл содержал текст следующего содержания:

«Оператор:меня зовут Александр. У нас для Вас предложение по кредитной карте от Альфа Банка – «год без процентов», процентный период которой равен целым 365 дней, сумма по карте рассчитывается индивидуально от 5 до 500 тыс. рублей, также с помощью карты Альфа Банка Вы можете погасить невыгодные кредиты и кредитные карты других банков. И сейчас при её оформлении вы получаете целый год бесплатного обслуживания. Рассмотрите предложение? Заявитель: Отказываюсь прослушивать рекламный блок. Оператор: А-а-а, повторите, пожалуйста, что вы сказали? Алло, хорошо, всего доброго».

Решением Комиссии Смоленского УФАС России от 20.07.2022 по делу №  067/05/18-222/2022 признана ненадлежащей реклама о финансовых услугах от АльфаБанка, распространенная индивидуальным предпринимателем посредством использования телефонной связи на абонентский номер Заявителя без предварительного на то согласия о предложении; индивидуальный предприниматель  нарушившим требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

ДЕЛО № 067/05/18-169/2022. В Смоленское УФАС России поступило заявление физического лица, в котором сообщается о факте поступления на абонентский номер , выделенный ему в пользование оператором связи ПАО «МТС», звонка рекламного характера, без предварительного согласия заявителя. В качестве подтверждения факта получения рекламного голосового сообщения заявителем представлена запись рекламного звонка.

Представленный аудио-файл содержал запись следующего содержания: «Алло, здравствуйте. Меня зовут Дарья. Я хочу пригласить вас на бесплатное мероприятие в честь открытия медицинского массажного центра в Вязьме. А просто за то что вы придете к нам и оставите свой отзыв, в благодарность получите от нас подарок - часы, которые контролируют основные показатели состояния организма, такие как пульс, вашу активность, сожженные калории и количество шагов пройденных вами…многое другое. Кстати, эти часы в мире спасли уже не одну жизнь, так как они способны распознать любое нарушение сердцебиения, таких как аритмия - сразу же сообщить об этом звуковым сигналом. Наша встреча состоится 25 февраля в пятницу в Вязьме, а за день до мероприятия я перезвоню и сообщу вам точный адрес. И так, встреча абсолютно бесплатная и продлится около полутора часов. На ней ведущие специалисты в области массажа покажут простые, но действенные приемы, благодаря которым восстанавливается гибкость позвоночника, а также расскажут о методах борьбы с болью в позвоночнике и суставах. Вы сможете задать любой интересующий вопрос нашим специалистам…»

Решением Комиссии от 29.06.2022 по делу № 067/05/18-169/2022 признана ненадлежащей, распространенная ООО «МосТрансИмпорт» вышеуказанная реклама посредством использования телефонной связи на номер заявителя без предварительного согласия абонента, ООО «МосТрансИмпорт» - нарушившим требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Дело № 067/05/28-247/2022. В Смоленское УФАС России поступило обращение Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее – Заявитель) по факту размещения ООО МКК «ФРК» на фасаде здания, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Ельня, ул. Первомайская, павильон между домом № 18 и углом дома № 14-а, рекламной информации следующего содержания:  «Деньги. требуется только паспорт – выдача за 15 минут – пенсионерам всегда одобрено. Просто • Быстро • Удобно. Экспресс-займы ставка 0,4 % в день от 1 до 30 тысяч. Денежные займы предоставляются ООО микрокредитная компания «Фин регион консалт групп»  (зарегистрировано в реестре МФО 2003066009536 25.02.2020»).

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Решением Комиссии Смоленского УФАС России от 30.06.2022 по делу № Дело № 067/05/28-247/2022 признана ненадлежащей реклама финансовых услуг, распространенная ООО микрокредитная компания «Фин регион консалт групп», а Общество нарушившим требования части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».  

 

Дело № 067/05/8-232/2022. В адрес Смоленское УФАС России поступило заявление физического лица о возможном нарушении статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении на радиоканале «Наше радио» рекламы музыкального мероприятия с возможностью приобретения билетов на сайте Премьерконцерт.рф 18+, не соответствующей требованиям указанной нормы.

Из заявления следует, что на радиоканале «Наше радио» в рекламном блоке размещена реклама о мероприятии в «Ред Бар», следующего содержания: «Продолжение серий квартирников в Ред Баре, 14 апреля в 20:00, человек - солнце Паскаль… эстрадный певец и композитор, автор хитов «Шелковое сердце», «Опустевший сад», «Лето-лето», «Сто процентов любви». Не пропустите новый формат выступлений в Смоленске. Паскаль в Ред Баре 14 апреля, 20:00. Билеты и информация на Премьерконцерт.рф 18+».

В тексте вышеуказанной рекламы сообщается, что возможность приобретения билетов, а также дополнительной информации осуществляется через сайт Премьерконцерт.рф 18+.

В статье 497 Гражданского кодекс Российской Федерации дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом реализация билетов на указанное в рекламе музыкальное мероприятие посредством сайта Премьерконцерт.рф 18+ осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи имущественных прав и подпадает под понятие дистанционный способ продажи.

В соответствии с требованиями статьи 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, в нарушение требований указанной статьи рассматриваемая реклама музыкального мероприятия при дистанционном способе продажи билетов на это мероприятие не содержит сведений о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица либо сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований статьи 8 данного закона несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Решением комиссии от 24.06.2022 признана ненадлежащей реклама распространённая индивидуальным предпринимателем на радиоканале «Наше радио» музыкального мероприятия с возможностью приобретения на него билетов на сайте Премьерконцерт.рф 18+ дистанционным способом, не содержащей сведений о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица либо сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу билетов дистанционным способом; ИП нарушившим требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Предписание не выдавалось, в связи с тем, что ролик был снят с трансляции.

 

Дело № 067/05/5-229/2022. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление физического лица, о возможном нарушении части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившемся в размещении на радиоканале «Наше радио» рекламы сети магазинов «Автоспектр», не соответствующей требованиям указанной нормы.

Из заявления следует, что 20.03.2022 в 11:53 на радиоканале «Наше радио Смоленск» после блока рекламы, в выпуске «Наша погода» звучит спонсорская реклама. В начале выпуска прогноза погоды: «Партнер выпуска - автомагазин «Автоспектр»: автоэмали, масла, фильтры, аккумуляторы, аксессуары, автохимия, инструменты и многое другое в наличие во всех магазинах «Автоспектр»…». Далее звучит прогноз погоды, после которого опять идет спонсорская реклама: «Партнер выпуска прогноза погоды - автомагазин «Автоспектр»: огромный выбор самого нужного для вашего автомобиля в магазинах «Автоспектр» на Шевченко 75, Маршала Еременко 4а, Краснинском шоссе 17 и Тихвинке 69 «Город Мастеров». Все самое лучшее в наличие для вашего автомобиля в «Автоспектр», звоните 339955».

Заявителем представлена аудиозапись от 20.03.2022 с вышеуказанной спонсорской рекламой на радиоканале «Наше радио».

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Таким образом, реклама сети автомагазинов «Автоспектр» содержащая фразу: «… Все самое лучшее в наличие для вашего автомобиля в «Автоспектр»…», без указания критериев сравнения, не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о рекламе спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьёй 5 Закона о рекламе, согласно части 6 статьи 38 данного Закона, несёт рекламодатель.   

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Комиссией было установлено, что рекламодателем указанной рекламной информации о сети магазинов «Автоспектр» является ИП

Решением Комиссии от 28.06.2022 по делу  № 067/05/5-229/2022 признана ненадлежащей распространенную ИП реклама сети автомагазинов «Автоспектр» с использованием фразы : «… Все самое лучшее в наличие для вашего автомобиля в «Автоспектр»…», без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, а также с отсутствием в спонсорской рекламе упоминания об определенном лице как о спонсоре (вместо ИП указан магазин «Автоспектр»); ИП нарушившим требования пунктов 1 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Дело № 067/05/5-206/2022. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление физического лица о возможном нарушении статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившемся в размещении в печатном издании недостоверной рекламы о специализированном пищевом продукте «Сивидал».

Из заявления следует, что в газете «Живу с диабетом» на странице 17 за март 2022 года размещена реклама специализированного пищевого продукта «Сивидал» с использованием логотипа премии в цветах российского флага (белый-синий-красный) с надписью: «Лучший 2021 года товар», при этом Заявитель указал, что такого знака не существует, а в премиях «Товар года 2021», «100 лучших товаров России» и «Лучший товар года» продукт «Сивидал» не представлен.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе:  о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.

ООО «Национальный центр здоровья» в адрес Управления представило письменные пояснения о том, что в рекламном макете, используемом при размещении данной рекламы, используется стилизованный знак в виде квадрата, последовательно окрашенного в белый, красный и синий цвета, внутри которого размещена надпись - «Лучший 2021 года товар».

Знак разработан Обществом в результате статистического анализа продаж среди товаров, рекомендованных для лиц с повышенным уровнем сахара в крови. Указанный знак присвоен специализированному пищевому продукту «Сивидал» непосредственно самим Обществом, согласно внутреннему регламенту.

Между тем, подобные специальные товарные знаки присваиваются определенным товарам (услугам) по результатам проводимых конкурсов, например, как «Лучший товар года», «100 лучших товаров России».

ООО «Национальный центр здоровья» не представило Смоленскому УФАС России объективного подтверждения, что специализированный пищевой продукт «Сивидал» является лучшим товаром в 2021 году, и что данному товару по итогам участия в соответствующем конкурсе присвоен специальный товарный знак «Лучший товар года 2021», подтверждающий общественное признание товара, гарантирующий качество и безопасность продукции. 

Решением Комиссии от 10.08.2022 по делу № 067/05/5-206/2022 призна ненадлежащей распространяемая  ООО «Национальный центр здоровья» реклама специализированного пищевого продукта «Сивидал» с использованием стилизованного знака в виде квадрата, последовательно окрашенного в белый, красный и синий цвета, внутри которого размещена надпись: «Лучший 2021 года товар»; ООО «Национальный центр здоровья» нарушившим требования пунктов 1, 2 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

 

 

 

 

Административная практика за нарушения законодательства о рекламе

За отчетный период было возбуждено 32 дела об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Общая сумма штрафов, наложенных на физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за истекший период 2022 года  за нарушения части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составила 774 тысячи рублей.

Антимонопольное законодательство

В 2022 году возбуждено одно дело о нарушении антимонопольного законодательства от 08.04.2022 № 067/01/10-38/2022

В Смоленское УФАС России поступило обращение физического лица, о возложении МУЭП «Корохоткинское» на Заявителя обязательств по строительству сетей водоснабжения с целью подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, д. Валутино, ул. Садовая, д. 34-Б, к централизованной системе холодного водоснабжения.

Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что 08.09.2021 Заявитель обратился в адрес МУЭП «Корохоткинское» с заявкой о предоставлении ему технических условий, а также информации о плате за подключение (технологическое присоединение) вышеуказанного объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения.

В соответствии с вышеуказанной заявкой МУЭП «Корохоткинское» выдало Заявителю технические условия от 09.09.2021 (далее – ТУ). Согласно подпункту «б» пункта 1 ТУ подключение к сетям разрешено при выполнении следующих условий: для подведения воды по вышеуказанному адресу: необходимо произвести врезку в трубу диаметром 110 мм (чугун) трубу диаметром 20 мм, на врезку установить смотровой колодец с запорной арматурой, глубину заложения водопровода 1,8 м, материал труб – п/этилен по ГОСТУ 18599-200, тип – Т, фасонные части из полиэтилена.

Вновь построенные сети водопровода предъявить для технического освидетельствования МУЭП «Корохоткинское» в установленном порядке. На все материалы, оборудование и конструкции должны быть сертификаты, паспорта или иные документы их заменяющие (пункты 8 и 9 ТУ).

Пунктом 10 ТУ установлено, что врезку в водопроводную линию выполнит МУЭП «Корохоткинское» после получения справки о выполнении ТУ и оплаты счета.

Заявитель не согласился с выданными ему ТУ и направил в адрес МУЭП «Корохоткинское» мотивированный отказ от их выполнения.

На запрос Смоленского УФАС России МУЭП «Корохоткинское» письмами от 06.12.2021 № 176 и от 10.01.2022 № 1 представило документы, из которых следует, что предприятие выдает аналогичные ТУ и другим потребителям.

МУЭП «Корохоткинское» в качестве примера также представлю Смоленскому УФАС России выборочно договоры на подключение к централизованным сетям водоснабжения, заключенные с потребителями (физическими лицами), согласно которым стоимость работ по подключению составляет 9530 руб. Указанная стоимость утверждена директором предприятия.

Плата за подключение вносится потребителями в кассу предприятия, что подтверждается приходными кассовыми ордерами.

Смоленским УФАС России также было установлено, что между Администрацией Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и МУЭП «Корохоткинское» заключен Договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 16.12.2014.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора МУЭП «Корохоткинское» владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии с назначением имущества и целями деятельности предприятия, а также в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом предприятия.

Согласно Акту приема-передачи в хозяйственное ведение МУЭП «Корохоткинское» передано следующее имущество, используемое в сфере водоснабжения: артезианские скважины, водонапорные башни, водопроводы.

Письмом от 27.12.2021 № 1136 Администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области сообщила Смоленскому УФАС Росси, что МУЭП «Корохоткинское» является гарантирующим поставщиком в сфере холодного водоснабжения для следующих населенных пунктов: д. Ковши, пос. Плембаза, д. Валитино,  пос. Гедеоновка: ул. Мира, ул. Полевая, 2-я Полевая, ул. Радужная, д. Магалинщина, д. Лекезино, д. Никольское, д. Козырево, д. Быльники (решение Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 22.06.2020 № 17).

Частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 2 и части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) к регулируемым видам деятельности относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и регулированию подлежит, в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Законом.

Согласно части 13 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, плата на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения подлежит государственному регулированию.

МУЭП «Корохоткинское», как организация, эксплуатирующая централизованную систему холодного водоснабжения, должно применять в расчетах с потребителями плату за технологическое присоединение исходя из установленных органом регулирования тарифов субъекта Российской Федерации - Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, тарифов.

Письмом от 16.02.2022 № 444/8 Департамент сообщил Смоленскому УФАС России, что МУЭП «Корохоткинское» за утверждением тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения на 2020 и 2021 годы, не обращалось.

МУЭП «Корохоткинское» письмом от 25.02.2022 № 32 также подтвердило факт отсутствия у него утвержденного в установленном порядке вышеуказанного тарифа.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Решением Комиссии Смоленского УФАС России  действия МУЭП «Корохоткинское» по установлению и взиманию с правообладателей земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов: д. Ковши, пос. Плембаза, д. Валитино, пос. Гедеоновка: ул. Мира, ул. Полевая, 2-я Полевая, ул. Радужная, д. Магалинщина, д. Лекезино, д. Никольское, д. Козырево, д. Быльники Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, платы за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения не по тарифу, утверждённому в установленном законом порядке уполномоченным органом, признаны злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

МУЭП «Корохоткинское» выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Дела по статье 9.21 КоАП РФ

В отношении ПАО «Россети Центр» возбуждено 65 дел по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, срока технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей к электрическим сетям общества.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

- правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

- процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

- правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

- состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

- ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которые регламентируют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения такое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.

                                                                                                                      

Пунктом 16 Правил № 861 установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как правило параметры технологического присоединения Объектов заявителей  соответствует пункту 14 Правил. 

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

Еще один вид нарушений ПАО «Россети Центр» установленного порядка подключения (технологического присоединения) энергопримающих устройств Заявителей к электрическим сетям, это требование излишних документов, тем самым затягивает срок рассмотрения заявок.

Пунктом 10 определен перечень документов, которые необходимо приложить к заявке:

Согласно пункту 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.

Раздел X предусматривает особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае если Договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Так, в соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения  в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).

Заявители, как правило, относится к потребителям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения - заявитель-физическое лицо, технологическое присоединения энергопринимающих устройств которого, максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), будут используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В настоящее время общая сумма штрафа, наложенного Управлением на ПАО «Росети Центр» составляет боле 10 мил. руб.

Обжалуются в судебном порядке.

 

 

Аналитическая справка работы отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти за 2022 год по состоянию на 10.10.2022

ПРОВЕРКИ по АМЗ

За истекший период 2022 года Смоленским УФАС России плановые и внеплановые проверки не проводились.

ДЕЛА по АМЗ

В указанный период времени Управлением было возбуждено 1 дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, ООО «МОПР» выразившегося в повторном, после вступления в силу решения Арбитражного суда Смоленской области от 28.05.2021 по делу №А62-1813/2020, без проведения торгов на право заключения договора аренды  и заключении нового договора аренды того же земельного участка с кадастровым номером 67:0040101:523 площадью 4 209 000 кв. м. с тем же самым хозяйствующим субъектом.

В настоящее время дело находится в стадии рассмотрения.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

В указанный период времени Управлением было выдано 5 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Смоленским УФАС России.

1) в адрес Управления из Починковского МСО СУ СК России по Смоленской области материалы уголовного дела №12102660006000017 для изучения на соответствие действий главы муниципального образования Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области при заключении договора аренды и договора на техническое обслуживание газового оборудования требованиям антимонопольного законодательства.

В середине 2020 г. между Администрацией Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области и ООО «Техно-сервис Строй» был заключен Договор №05-20/А аренды газопровода и газового оборудования в рамках предоставления Обществу муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Установлено, что решением Совета депутатов Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области от 30.11.2016 №38 (в редакции решения от 23.04.2020 №12) утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области (далее – Положение).

При этом при предоставлении в аренду, иное пользование объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо руководствоваться положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила №67).

В частности, согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество поименованных в указанной статье.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

В соответствии с пунктами 2 и 8 Приложения №2 к Правилам №67 в перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса включены объекты трубопроводного транспорта и системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Таким образом, в соответствии с указанным актом, объекты трубопроводного транспорта и газоснабжения могут быть переданы в пользование лицу, отобранного в рамках проведения конкурсных процедур.

В соответствии с положениями части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции, к которому прилагаются, в числе прочих, копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление хозяйствующим субъектом определенных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации также в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Установлено, что постановлением Администрации Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области от 29.12.2016 №181 была утверждена программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Гоголевском сельском поселении Монастырщенского района Смоленской области на 2017-2019 годы» (далее также Программа)

В соответствии с разделом 2 Программы муниципальную программу предполагается реализовывать в один этап - в 2017-2019 годах.

Распоряжением Администрации Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области от 08.06.2020 №42-р (1) «О предоставлении муниципальной преференции путем передачи в аренду муниципального имущества без проведения торгов ООО «Техно-сервис Строй» Администрацией принято решение о предоставлении ООО «Техно-сервис Строй» муниципальной преференции путем передачи в аренду без проведения торгов нежилого сооружения (сеть газоснабжения, в том числе, межпоселковая), расположенного по адресу: 216130 Смоленская область, Монастырщенский район, д. Дудино, общей протяженностью 5114 м, сроком на 3 (три) года.

Данная преференция предоставлялась в соответствии со статьей 19 Законом о защите конкуренции, Положением, муниципальной программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Гоголевском сельском поселении Монастырщенского района Смоленской области на 2017-2019 годы (прим., т.е. по пункту 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

На основании указанных актов 08.06.2020 между Администрацией Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области (далее также Администрация, арендодатель) и ООО «Техно-сервис Строй» (далее также арендатор) был заключен Договор №05-20/А аренды газопровода и газового оборудования (прим., степень износа объекта аренды составила 25%) (далее – договор).

Изложенное свидетельствует, что Администрацией в 2020 году было передано муниципальное имущество (газовое оборудование, газопровод) ООО «Техно-Сервис Строй», как субъекту малого и среднего предпринимательства, путем предоставления муниципальной преференции в рамках Программы, прекратившей свое действие в 2019 году.

Следовательно, действия Администрации по передаче указанного имущества являются неправомерными, поскольку имущество было передано с нарушением установленного порядка.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного Закона.

Таким образом, в действиях Администрации Гоголевского сельского поселения Монастырщенского района Смоленской области, выразившихся в заключении договора №05-20/А от 08.06.2020 о передаче в аренду газопровода и газового оборудования, без соблюдения норм Закона о концессионных соглашениях, содержатся признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данное предупреждение находится в стадии исполнения.

2-4) предупреждения связана с нарушением порядка отбора управляющей организации для управления МКД.

Многоквартирные дома, расположенные в Починковском, Новодугинском, Гагаринском районах находились на обслуживании конкретных управляющих организаций.

Приказами Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» данные дома (в Починковском, Новодугинском р-нах) были исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а жильцы МКД, расположенного в Гагринском районе выбрали непосредственный способ управления МКД.

В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 статьи 161 и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Такой порядок установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2005 № 75 (далее – Правила).

При этом, в случае аннулирования, прекращения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, либо исключение из реестра лицензий субъекта РФ орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в таком многоквартирном доме собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбран новый способ управления, не выбрана управляющая организация, способ управления домом не реализован, или такое собрание не проведено или не имело кворума.

В данных случаях действия соответствующих Администраций, выразившиеся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, указывает на наличие признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, что и послужило основанием для выдачи предупреждений об устранении нарушений путем:

- путем проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Из 3х предупреждений 2 исполнены (Шаталово и Новодугино), одно предупреждение находится в стадии исполнения.

5) в адрес Управления поступило обращение физического лица о нарушении Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области  антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения данного обращения установлено следующее.

06.08 2019 от ООО «С» в адрес Администрации было направлено заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 052 кв.м., расположенного в Сафоновском районе.

Постановлению Администрации № 1185 от 14.08.2019 вышеуказанный земельный участок был предоставлен ООО «С» в аренду без проведения торгов сроком на 5 (пять) календарных лет, разрешенное использование – обеспечение сельскохозяйственного производства и в тот же день заключен договор аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Согласно пункту 12 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель).

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.

Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 данного Закона. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

В случае, если в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ не будет подано заявление заинтересованного лица о намерении получить земельный участок, его предоставление осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.

Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни ЗК РФ, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть, путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.

Как указано выше, заявление о предоставлении земельного участка поступило в Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области 06.08.2019.

Смоленским УФАС России установлено, что извещение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду не публиковалось, что подтверждается, в том числе, отсутствием информации на официальном сайте Администрации, а также в сети «Интернет» на сайте www.torgi.gov.ru.

Таким образом, Администрация, предоставив вышеуказанный земельный участок без опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, создала для конкретного хозяйствующего субъекта - ООО «С», преимущественные условия в получении земельного участка в аренду и воспрепятствовала доступу к муниципальному ресурсу иных лиц, которые также могли иметь намерения приобрести права аренды в отношении земельного участка.

Неисполнение Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области возложенных Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения обязанности по предварительному опубликованию извещения о предоставлении земельного участка в аренду указывают на наличие в таких действиях (бездействии) Администрации признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данные обстоятельства и послужили основанием для выдачи Администрации предупреждения об устранении допущенных нарушений путем отмены постановления Администрации о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка ООО «С» и принятия мер по расторжению договора аренды земельного участка.

В настоящее время предупреждение находится в стадии исполнения.

 

Всего на 10.10.2022 исполнено 14 предупреждений (2 по предупреждениям, выданных в текущем году, 12 предупреждений, выданных в предыдущие периоды (передача объектов тепло и водоснабжения, в сфере похоронных услуг).

В настоящее время в стадии исполнения находятся 15 предупреждений, включая предупреждения которые были выданы в предыдущие периоды (связаны с нарушением порядка передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, т.е. без учета требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», что свидетельствует о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции, отбор управляющих организаций для управления МКД).

ПРЕФЕРЕНЦИИ

В 2022 году поступило 5 заявлений о предоставлении государственной/муниципальной преференции, из которых:

- по двум заявлениям (цель – «поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»», «развития образования и науки») было принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференций путем изменения в 2022 году размера арендной платы за нежилые помещения;

- одно заявление (цель – «развитие физической культуры и спорта») было возвращено, поскольку было подано в ненадлежащем виде, не представлены все документы;

- по 2 заявлениям (цель - охраны здоровья граждан) было принято решение об отказе в предоставлении заявленной преференции ввиду того, что данный рынок является конкурентным.

ОБРАЩЕНИЯ по АМЗ

За истекший период 2022 года было рассмотрено 27 обращений, из которых:

- по результатам рассмотрения 21 обращения признаков нарушения антимонопольного законодательства выявлено не было, в связи с чем, заявителям было отказано в возбуждении дел о нарушении АМЗ;

- 1 обращение перенаправлено в Департамент по дорожному хозяйству, поскольку поставленные в таком обращении вопросы не входят в полномочия Смоленского УФАС России;

- по результатам рассмотрения 4 обращений были выявлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем были выданы 4 предупреждения (указаны выше).

Жалобы по статье 18.1 и РНП/РНУ

В рассматриваемом периоде времени в адрес Управления поступило 56 жалоб, по результатам рассмотрения которых:

- 3 жалобы были возвращены (жалоба подана без соблюдения требований, предъявляемых к жалобам; жалобы не подписаны);

- 4 жалобы отозваны заявителями;

- 13 жалоб направлено по подведомственности в ЦА ФАС России (обжаловались действия операторов электронных площадок) и территориальные органы УФАС России (Калужское, Московское, Томское, Тюменское, Тульское), так как обжаловались действия лиц, находящихся на территории, подведомственным указанному территориальному органу ФАС России;

- 20 жалоб были признаны необоснованными, так как доводы, изложенные в них не нашли своего подтверждения;

- 16 жалоб признаны обоснованными (обоснованными в части):

1 ж-ба)

По мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации некорректно установлен порядок оценки заявок по подкритерию «Опыт работы» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки», оценка заявок произведена с нарушением установленного порядка оценки.

Первый довод Комиссией Управления признан необоснованным, второй довод – нашел свое подтверждение. При этом Комиссия отмечает, что оснований для выдачи предписания Заказчику не имеется, поскольку допущенное нарушение не повлияло на выбор победителя закупки.

2 ж-ба)

По мнению Заявителя, допущены следующие нарушения:

1) установленный организатором торгов в документации способ подачи заявок – в письменном виде при личном присутствии Заявителя, ограничивает круг участников закупки;

2) организатор торгов необоснованно отказал Заявителю в принятии заявления, чем нарушил его права.

Обжалуемая процедура проводится в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), извещением.

25.04.2022 в адрес Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области поступило заявление Е. о предоставлении в аренду земельного участка расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Андрейковское сельское поселение,.

26.05.2022 организатором торгов на официальном сайте www.torgi.gоv.гu было опубликовано извещение № 260522/0190963/01 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок. В соответствии с извещением целью предоставления земельного участка является осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Данная информация также была размещена на сайте Администрации и в газете «Вяземский вестник» № 20.

Ввиду того, что поступило 3(три) заявления, Комитет имущественных отношений Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 39.18 ЗК РФ обязан принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка. Один довод признан необоснованным.

Частью 4 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Однако данная норма не устанавливает, что заявления должны быть поданы посредством личного присутствия Заявителя.

Определение организатором торгов способа подачи заявления о намерении участвовать в аукционе посредством только личного представления заявления свидетельствует о нарушении требований пункта 3 части 2 статьи 39.18 ЗК РФ.

В этой части жалоба Заявителя признана обоснованной.

При этом Комиссия отмечает, что оснований для выдачи предписания организатору торгов не имеется, поскольку допущенное нарушение не нарушило прав Заявителя.

3) По мнению Заявителя, решение закупочной комиссии об отказе ему в допуске является неправомерным.

Также Заявитель указал, что неправомерно определен победитель закупки, поскольку у данного участника в области аккредитации отсутствует показатель метан в атмосферном воздухе и уровни звукового давления в октановых полосах частот (максимальные и эквивалентные уровни звука на границах СЗЗ).

Комиссией установлено, что в соответствии с извещением, техническим заданием (далее - ТЗ), пунктом 4 Информационной карты предметом закупки является оказание услуг по проведению лабораторных исследований атмосферного воздуха и инструментальных измерений уровней шума на санитарно – защитной зоне полигона по захоронению ТБО.

Пунктом 18 ИК, а также ТЗ установлены следующие требования к Исполнителю: испол-нитель должен иметь полный пакет документов, подтверждающих право деятельности в данной сфере услуг, в том числе лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также лабораторию, прошедшую аккредитацию на проведение лабораторных анализов и инструментальных замеров в соответствии с заявленными показателями, указанными в пункте 4 таблицы «Технические и функциональные характеристики услуг». В приложении к аттестату аккредитации аналитической лаборатории должны быть приложены все виды исследований, на которые аккредитована лаборатория (область аккредитации). Срок действия аккредитации лаборатории должен соответствовать сроку действия договора.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки была приложена копия уве-домления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) № 140-0490/22и от 13.04.2022 о том, что в соответствии с приказом № 127 от 08.04.2022 было принято решение о предоставлении заявителю лицензии по виду деятельности «Деятельность в области метеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)».

Кроме того, Заявителем к заявке помимо копии уведомления был приложен скриншот карточки данной лицензии, согласно которому лицензия является действующей, дата выдачи лицензии 08.04.2022 .

Таким образом, Заявитель, предоставив уведомление о предоставлении лицензии, тем самым подтвердил факт наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

Таким образом, закупочная комиссия, отклонив заявку Заявителя на участие в запросе котировок по данному основанию, тем самым нарушила пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с изложенным, первый довод Заявителя нашел свое подтверждение.

Поскольку область аккредитации победителя закупки содержала все параметры, указанные в ТЗ, соответственно заявка данного участника закупки соответствует требованиям извещения. В связи с изложенным рассматриваемый довод Заявителя также признан необоснованным.

Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на выбор победителя.

 

 

 

По РНП/РНУ/РНПО:

За истекший период 2022 года Управлением было рассмотрено 2 соответствующих заявления заказчиков, из них:

- 1 обращение о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций (односторонний отказ) (ПП РФ №615) – включили в реестр;

- 1 обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (уклонение от подписания договора) (223-фз) – принято решение об отказе во включении в данный реестр.

 

 

 

Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и

муниципальных нужд

Проверки

В 2022 году (по состоянию на 10.10.2022) Управлением плановые проверки не проводились.

В указанный период времени проведено 70 внеплановых проверок (проверено 70 закупок):

а) при проведении внеплановых проверок закупок осуществляемых:

- ГУ- Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (4);

ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница»;

- СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог»(3);

- ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Смоленской области» (11);

- СОГБУ «Рославльский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок»;

- Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания;

- Департамент Смоленской области по образованию и науке;

- Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Смоленской области (12);

- ФКУ «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области»;

- ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области»;

- АМО «Дорогобужский район» Смоленской области;

- Войсковая часть 7459 (3);

- Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (6);

- ОГБУЗ «Монастырщенская ЦРБ»;

- ОГБУЗ «Смоленский центр крови»;

- ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника №1»;

- УЖКХ Администрации города Смоленска (7), нарушений выявлено не было.

б) при проведении внеплановых проверок закупок, осуществляемых:

- ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника №1» (6);

- ГУ- Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ;

- СОГБУ «Дрюцкий психоневрологический интернат» (2);

- АМО «Вяземский район» Смоленской области;

- АМО «Велижский район» Смоленской области;

- Управление по строительству и ЖКХ АМО «Гагаринский район» Смоленской области (2);

- ОГБУЗ «Смоленский областной онкологический клинический диспансер»;

- ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнений наказаний», Смоленским УФАС России были выявлены нарушения норм действующего законодательства о контрактной системе.

Подавляющее число нарушений связано с порядком заключения контрактов (Заказчиками в нарушение требований части 1 статьи 34 и частей 2 и 10 статьи 83.2 Закона в спецификациях поставляемого по контракту товара не представляются конкретные показатели и характеристики товаров, содержащиеся в первой части заявки участников закупки, признанных победителями торгов).

Также выявляются нарушения при осуществлении закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства – заказчиками не учтены требования части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе предусматривающей сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

 

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона

                                  

ЖАЛОБЫ

 

В Смоленское УФАС России в указанный период времени было рассмотрено 207 жалоб, из которых

из них возвращено 31 жалоба.

- муниципальные заказчики – 13 жалоб (основные причины отклонения подпись, сроки обжалования, не через ЕИС);

- заказчики субъекта – 16 жалоб (основные причины отклонения: сроки, подпись, подана не от того лица (не победитель закупки, подписана обществом, а подана от ИП, не через ЕИС);

- федеральные заказчики – 2 жалобы (не через ЕИС).

Отозвано заявителями 10 жалоб :

- муниципальные заказчики – 3 жалобы;

- заказчики субъекта – 4 жалобы;

- федеральные заказчики – 3 жалобы».

 

3 жалобы перенаправлены по подведомственности в ЦА ФАС России (обжаловались действия электронной площадки).

Признано необоснованными: 91 жалоба:

- муниципальные заказчики –25 жалоб;

- заказчики субъекта – 58 жалоб;

- федеральные заказчики – 8 жалоб.

Признаны обоснованными: 72 жалобы:

- муниципальные заказчики – 50 жалоб;

- заказчики субъекта – 14 жалоб;

- федеральные заказчики – 8 жалоб.

Всего было выдано 38 предписаний, из которых около 90 % были исполнены, остальные находятся в стадии исполнения.

Нарушения, выявленные Комиссией Смоленского УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок

1) нарушение при установлении порядка оценки заявок в соответствии с ПП РФ

Включение сведений в РНП

В 2022 году всего рассмотрено 121 обращений о включении информации об участниках закупок в РНП, из них:

- 74 обращений связано с односторонним расторжением контракта (31 участников внесли в РНП; 10 обращений были возвращены; по 32 обращениям отказано во внесении в РНП; рассмотрение по одному обращению приостановлено (судом приняты обеспечительные меры в части запрета рассмотрения обращения);

- 47 обращений связано с уклонением от подписания контракта (1 участника внесли в РНП, 1 обращение было возвращено, по 45 обращениям было принято решение об отказе во включении в РНП).

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх