Доклад по правоприменительной практике Смоленского УФАС России

15 сентября 2023, 11:21
Image 6883268 14801663

ДОКЛАД

 

Аналитическая справка работы отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти за 2023 год по состоянию на 09.10.2023

 

ПРОВЕРКИ по АМЗ

За истекший период 2023 года Смоленским УФАС России плановые и внеплановые проверки не проводились.

ДЕЛА по АМЗ

В указанный период времени Управлением было возбуждено 1 дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО «Смоленское агентство регионального развития», ООО «ГосЗаказКонсалт», ООО «Консоль», ООО «Альянс», ООО «Бюро Экспертиз» выразившегося в передаче земельных участков минуя проведение процедур, предусмотренных действующим законодательством

В настоящее время дело находится в стадии рассмотрения.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

За истекший период 2023 г. Управлением было выдано 4 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Данные нарушения являются однотипными и заключаются в следующем.

1) в адрес Управления из Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» поступила информация о нарушении АМО «Вяземский район» Смоленской области, Администрацией Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, Администрацией Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области антимонопольного законодательства, Администрацией «Дорогобужский район» Смоленской области требований антимонопольного законодательства.

Рассмотрим на примере одного обращения.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 статьи 161 и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Такой порядок установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2005 № 75 (далее – Правила).

В соответствии с частью 5 статьи 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 ЖК РФ, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 статьи 200 ЖК РФ, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 статьи 200 ЖК РФ срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

Согласно пункту 3 Правил конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Таким образом, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в таком многоквартирном доме собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбран новый способ управления, не выбрана управляющая организация, способ управления домом не реализован, или такое собрание не проведено или не имело кворума.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 28 Устава Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, принятого решением Вяземского районного Совета депутатов № 57 от 30.09.2020 (далее – Устав) Администрация муниципального образования – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный глава по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 7 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и областными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Устава Глава муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области является высшим должностным лицом муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и наделяется настоящим Уставом в соответствии со статьей 36 Закона о местном самоуправлении собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, органом, уполномоченным на проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом на территории Вяземского района Смоленской области, является Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

Как следует из ответа Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, открытый конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирного дома Смоленская область, г. Вязьма, ул. Песочная, д. 22, не проводился. Собственниками помещений многоквартирного дома №22 неоднократно проводились собрания по выбору управляющей (обслуживающей) организации, на которых способ управления не был выбран (отсутствовал кворум).

Таким образом, собственниками рассматриваемого многоквартирного дома не выбрана управляющая организация для оказания работ по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества и не заключен соответствующий договор, следовательно, собственниками помещений не реализован способ управления многоквартирным домом.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Неисполнение Администрацией возложенной статьей 161 ЖК РФ и подпунктом 1 пункта 3 Правил обязанности по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами может привести к ущемлению прав хозяйствующих субъектов, создавая для них препятствия доступу на товарный рынок, при том, что такое право доступа через конкурентную процедуру закреплено в действующем законодательстве.

Таким образом, действия (бездействие) Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, выразившиеся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вышеуказанным многоквартирным домом, расположенным на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, указывает на наличие признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

АМО «Дорогобужский район» Смоленской области: жильцами не был выбран способ управления, согласно пояснений органа власти: непроведение отбора управляющей организации было связано с тем, что Совет депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области не утвержден размер платы на содержание жилого помещения (однако это не является запретом на проведение открытого конкурса)

Администрация Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области: из письменных пояснений органа власти следует, что непроведение открытого конкурса связано с тем, что собственники жилых помещений самостоятельно обслуживают свой дом, в управляющей организации не нуждаются. В ходе рассмотрения обращения было установлено, что жильцами МКД не выбрана управляющая организация для выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, т.е. не реализован способ управления МКД.

Администрация Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области антимонопольного законодательства: после того, как у управляющей организации из лицензии был исключен МКД, Администрацией несколько проводились конкурсы, заявки на которые от претендентов не поступали, в последующем конкурсы Администрацией не проводились.

В указанный период времени исполнено 5 предупреждений (4 предупреждения связаны с передачей объектов на рынке водо- и теплоснабжения, без соблюдения требований законодательства о концессионных соглашениях; 1 предупреждение – по МУП).

В стадии исполнения находятся 12 предупреждений (отбор управляющих организаций, передача объектов водо- и теплоснабжения).

ПРЕФЕРЕНЦИИ

В 2023 году поступило 4 заявления о предоставлении государственной/муниципальной преференции, из которых:

- по двум заявлениям (цель – «поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»», «развития образования и науки») было принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференций путем изменения в 2023 году размера арендной платы за нежилые помещения;

- одно заявление (цель «социальное обеспечения населения») было принято решение об отказе в выдаче преференции, поскольку была запрошена в отношении лица (СОГКУ "Центр социальных выплат, приема и обработки информации"), которое, в силу требований Закона о защите конкуренции не может быть отнесено к хозяйствующему субъекту (прим., преференция может быть выдана только хозяйствующему субъекту);

- одно заявление было возвращено, поскольку было подано в целях (Проведение информационной и консультационной работы по вопросам газоснабжения), не предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции.

ОБРАЩЕНИЯ по АМЗ

За истекший период 2023 года было рассмотрено 21 обращение, из которых:

- 6 обращений оставлены без рассмотрения, поскольку были поданы заявителями с нарушением требований статьи 44 Закона о защите конкуренции;

- по результатам рассмотрения 9 обращений признаков нарушения антимонопольного законодательства выявлено не было, в связи с чем, заявителям было отказано в возбуждении дел о нарушении АМЗ;

- 1 обращение перенаправлено по подведомственности в Томское УФАС России поскольку обжаловались действия лиц находящиеся на территории, подконтрольной указанного территориального органа;

 - по результатам рассмотрения 4 обращений были выявлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем были выданы 4 предупреждения (указаны выше);

- по результатам рассмотрения 1 обращения были выявлены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Управлением было возбуждено дело о нарушении АМЗ.

Жалобы по статье 18.1 и РНП/РНУ

В рассматриваемом периоде времени в Управлением рассмотрено 49 жалоб:

- 11 жалоб были возвращены (жалобы подписаны неуполномоченным лицом, жалобы поданы, когда договоры уже заключены);

- 3 жалобы отозвано заявителями;

- 5 жалоб направлено по подведомственности: в ЦА ФАС России (обжаловались действия операторов электронных площадок) и территориальные органы УФАС России (Московское, Тульское, Санкт-Петербургское УФАС России), так как обжаловались действия лиц, находящиеся на территории, подведомственным указанным территориальным органам ФАС России;

- 11 жалоб признаны необоснованными, так как доводы, изложенные в них не нашли своего подтверждения;

- 19 жалоб признано обоснованными (обоснованными в части):

1 ж-ба)

Поступила жалоба ООО «Э» на действия закупочной комиссии заказчика – ООО «Вода Смоленскапри проведении запроса предложений в электронной форме на поставку воздуходувного агрегата для нужд филиала Водоканал-Ярцево (извещение № 32312708284).По мнению Заявителя, закупочной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки заявителя требованиям закупочной документации, поскольку заявка участника была оформлена надлежащим образом и содержала все необходимые документы, предоставление которых требовалось в соответствии с документацией.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок заявителю было отказано в допуске по следующем основаниям: «Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению; в соответствии с пунктом 4, 5 документации. Несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации: пункт 2.12.4. - несогласия участника с условиями Приложения №2 к документации по запросу предложений «Проекта договора», содержащегося в документации по запросу предложений».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В части 22 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом предложений в целях данного закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктом 1.10.1 Положения о закупках предусмотрено, что комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, в случае если участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки.

По вопросу не подписания Обществом ряда документов, приложенных в составе заявки установлено что обжалуемая процедура проводилась на ЭТП – ООО «РТС-тендер», подача заявок осуществлялась в электронном виде.

Заявка Заявителя включала в себя прикрепленные к заявке документы, была подана посредством ЭП и подписана электронной цифровой подписью генерального директора ООО «Э», что соответствует требованиям действующего законодательства, Положения о закупках и документации о закупке. По данному основанию отказывать в допуске было недопустимо.

Еще одно основание для отклонения заявки Общества: представленная в составе второй части заявки опись документов не соответствует описи на титульном листе заявки на участие в запросе предложений.

В соответствии с Информационной картой участники в составе своих заявок должны приложить форму 5 «Опись документов». Заявка участника закупки формируется на ЭП путем заполнения ее электронной формы и прикрепления в определенных полях документов, предоставление которых предусмотрено документацией.

В ходе анализа заявки Заявителя установлено, что к заявке была приложена форма 5 «Опись документов», содержащая перечень представленных документов, что соответствует требованиям закупочной документации.

При этом, электронная версия заявки участника закупки, содержащая информацию о том какие документы (их наименования) были прикреплены, не является требуемой заказчиком формой 5 «Опись документов», которая подлежала оценке.

Следовательно, данное основание по отказу в допуске также является незаконным.

 

По вопросу, касающегося того, что Заявителем на предлагаемое к поставке оборудование представлен паспорт в ненадлежащем виде (представлен в формате doc., а не формате pdf.) установлено следующее.

В соответствии с Информационной картой во второй части заявки участнику закупки, наряду с иными документами, необходимо представить копию сертификата, паспорта продукции.

Согласно требованиям документации, входящие в состав Заявки документы, должны быть предоставлены через ЭТП в отсканированном виде в доступном для прочтения формате (предпочтительнее формат «pdf», формат: один файл – один документ).

Таким образом, представление документов в формате «pdf» носит рекомендательный характер, но не обязательное условие для подачи заявки участниками закупки.

Заявителем был представлен паспорт на предлагаемое оборудование в формате doc., что не противоречит требованиям документации. По данному основанию Обществу также не должно было быть отказано в допуске к участию в процедуре.

При этом также было установлено, что в заявках других участниках закупки (включая и победителя) отсутствовали копии паспортов на предлагаемое к поставке оборудование, однако закупочная комиссия допустила таких участников, что свидетельствует о применении закупочной комиссией разных подходов при рассмотрении заявок участников закупки (т.е. нарушен принцип равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации).

Отказ Обществу в допуске в связи с несоответствием протокола разногласий условиям документации, также признан необоснованным ввиду следующего.

Согласно документации участникам предоставлялось право представить в составе заявки протокол разногласий с приемлемыми (желательными) для такого участника условиями исполнения контракта, с которыми (предлагаемыми условиями) заказчик мог согласиться или отказаться от такого предложения. В рассматриваемом случае, участник предложил протокол разногласий с желаемыми условиями исполнения контракта, с которыми заказчик не согласился. Однако заказчик не вправе по такому основанию отказывать такому участнику закупки в допуске к процедуре.

Таким образом у комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения данного участника закупки к участию в процедуре, однако в нарушение требований Закона о закупках, Положения о закупках заказчика такому участнику было отказано. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавалось, поскольку между заказчиком и победителем закупки был заключен договор и в силу вступили гражданско-правовые отношения.

 

Другие жалобы)

По мнению Заявителей (было 2 заявителя), конкурсной комиссией организатора торгов допущены следующие нарушения, допущенные при проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления МКД в г. Смоленске:

1) протоколы вскрытия конвертов, рассмотрения заявок на участие в конкурсе, проведения конкурса несвоевременно размещены на официальном сайте;

2) к участию в конкурсе неправомерно допущен участник, поскольку им в составе заявки не представлены: бухгалтерский баланс; документ, подтверждающий отсутствие у данного претендента задолженности перед ресурсоснабжающими организациями; оригинал выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе (представлена копия электронной выписки из ЕГРЮЛ, сформированная с использованием сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа»); участником подана одна заявка по двум лотам – по лоту № 1 и лоту № 2.

Данный конкурс проводился в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее – Правила).

В ходе проведения обжалуемых процедур организатором торгов были сформированы три протокола: протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе заявки, протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, протокол конкурса.

Данные протоколы были размещены на сайте торги.гов.ру с нарушением установленного срока, фактически через 20 дней (первых два протокола размещаются в день подписания протокола, окончания срока рассмотрения заявок; последний протокол – в течение 1 рабочего дня с даты утверждения).

 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя, в том числе, копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

Из буквального содержания абзаца 4 подпункта 2 пункта 53 Правил следует, что установленное данным абзацем требование является безальтернативным, что в составе конкурсной заявки претендент обязан представить именно утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период, а не какой-либо иной документ в подтверждение финансовой состоятельности отчитывающегося лица. Отсутствие указанного документа в приложении к заявке согласно подпункту 1 пункта 18, пункту 70 Правил является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе.

Условие о предоставлении копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период обусловлено необходимостью соблюдения подпункта 5 пункта 15 Правил, предусматривающего в качестве одного из требований к претендентам при проведении конкурса отсутствие кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Отсутствие у лица утвержденного бухгалтерского баланса не может быть восполнено за счет представления иных документов, составленных в произвольной форме по усмотрению участника конкурса (бухгалтерских справок, регистров учета и т.п.), поскольку такая возможность не предусмотрена законодательством. Бухгалтерский баланс как одна из форм бухгалтерской отчетности составляется на основании положений по ведению бухгалтерского учета с соблюдением установленных правил оценки соответствующих статей бухгалтерской отчетности. При этом достоверность сведений о размере кредиторской задолженности обеспечивается не только правильным указанием в балансе соответствующих данных о размере задолженности, но и взаимной согласованностью различных показателей баланса между собой, в результате чего должно обеспечиваться равенство итогов актива и пассива баланса.

По смыслу взаимосвязанных положений статьи 3, части 4 статьи 13, части 1 и 4 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, а Правила предусматривают необходимость предоставления копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, не ограничивая данное требование периодом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Указанная позиция была изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2022 № 304-ЭС21-28737 по делу № А81-341/2021.

Допущенный участник закупки копию бухгалтерского баланса в составе заявке не предоставил (письмо о «нулевом» балансе не заменяет представление такого документа). Следовательно, заявка данного участника по указанному основанию подлежала отклонению.

В соответствии с требованиями Правил в составе заявки должна представляться выписка (прим. не копия такой выписки).

Было установлено, что в составе документов, прилагаемых к заявке претендента – была приложена распечатка выписки из ЕГРЮЛ от 06.07.2023 №ЮЭ9965-23-94400536, содержащая сведения в отношении данного претендента, сформированная посредством функционала сайта ФНС России с отметкой «Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью». Оригинал такой выписки или нотариально заверенная её копия представлена не была.

Таким образом, заявка данного претендента не содержит документ, обязательный для представления в составе заявки на участие в конкурсе и по данному основанию конкурсная комиссия также должна была отклонить данного претендента от участия в конкурсе.

Ввиду того, что положениями Правил запрещается возлагать на претендента обязанность подтверждать его соответствие требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 Правил (включая отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам …, задолженности перед ресурсоснабжающей организацией…), отсутствие в составе заявок претендентов соответствующих документов не противоречит Правилам.

Поскольку допущенные конкурсной комиссией организатора торгов нарушения повлияли на результаты конкурса, договор заключен не был, новая конкурсная процедура организатором торгов не объявлена, у Комиссии Управления имелись правовые основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем отмены двух последних протоколов и рассмотрения заявок претендентов повторно.

 

По РНП/РНУ/РНПО:

За истекший период 2023 года Управлением было рассмотрено 6 обращений заказчиков, из них:

- 1 обращение было перенаправлено в ЦА ФАС России (гособоронзаказ);

- 3 обращения (РНУ) были возвращены заказчику, так как были поданы с нарушением требований

- 1 обращение о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций (уклонение от заключения договора) (ПП РФ №615) – не включили в реестр;

- 1 обращение о включении в реестр недобросовестных участников (уклонение от подписания договора) (Земельный кодекс) – принято решение о включении в данный реестр.

 

 

 

Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и

муниципальных нужд

Проверки

В 2023 году (по состоянию на 09.10.2023) Управлением плановые проверки не проводились.

В указанный период времени проведено 40 внеплановых проверок (проверено 40 закупки):

а) при проведении внеплановых проверок закупок осуществляемых:

- Управления Администрации г. Смоленска по Заднепровскому району;

- ОГБУЗ «Больница медицинской реабилитации»;

- ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Смоленской области» (4);

- Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству АМО «Гагаринский район» Смоленской области;

- МБДОУ «Детский сад №12»;

- ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ»;

- Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Смоленской области (3)

- ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ»;

- Войсковая часть 7459 (6);

- ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника»;

- ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница»;

- ОГБУЗ «Хиславичская ЦРБ»;

- ОГБУЗ «Смоленская центральная районная больница» (2);

- ФКУ «СИЗО №1 УФСИН России по Смоленской области» (2);

- Администрация Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области;

- МБДОУ «Детский сад №1» г. Смоленска;

- ФКУ «Исправительная колония №3 УФСИН России по Смоленской области»;

ОГБУЗ «Велижская ЦРБ»;

- АМО «Велижский район» Смоленской области;

- СОГБУ «СОЦ «Голоевка»;

- УЖКХ Администрации г. Смоленска;

- АМО «Холм-Жирковский район» Смоленской области;

- Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Смоленской области;

- МКУ «Строитель», нарушений выявлено не было.

б) при проведении внеплановых проверок закупок, осуществляемых следующими заказчиками:

- Войсковая часть 7459 (нарушение ч.13.1 статьи 34 Закона) (2);

- ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» (ч.2 ст. 34 Закона);

- ОГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» (ч.2 ст. 34 Закона), были выявлены нарушения Закона.

В контрактах отсутствовало условие (ч.2 ст. 34 Закона) о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта; установлен иной срок оплаты, чем предусмотрено частью 13.1 статьи 34 Закона:

«Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты».

                                  

ЖАЛОБЫ

 

В Смоленское УФАС России в указанный период времени было рассмотрено 195 жалоб, из которых

из них возвращено 9 жалоб (основные причины возвращения жалоб: жалобы поданы не через ЕИС, отсутствует предмет обжалования (закупка отменена до подачи жалобы);

Отозвано заявителями 14 жалоб.

1 жалоба перенаправлена по подведомственности в УФК по Смоленской области.

Признано необоснованными: 91 жалоба (по одной из жалоб в ходе проведения внеплановой проверки были выявлены нарушения, выдано предписание об устранении допущенных нарушений).

Признаны обоснованными (частично обоснованными): 81 жалоба, выдано 28 предписаний об устранении допущенных нарушений.

Около 90 % выданных предписаний были исполнены, остальные находятся в стадии исполнения.

Нарушения, выявленные Комиссией Смоленского УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок

1) неправильное применение или не применение (когда это требуется) ПП РФ2571;

2) нарушения при описании объекта закупки, часто встречаются случаи «заточки) технического задания под одного производителя, что признается нарушением требований действующего законодательства;

3) в меньшей степени устанавливаются случаи отказа в допуске к участию в торгах или необоснованный допуск к участию в торгах;

4) порядок применения ограничений, установленных в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (ПП РФ 102, ПП РФ 616)

Включение сведений в РНП

В 2023 году всего рассмотрено 145 обращений о включении информации об участниках закупок в РНП, из них:

- 109 обращений связано с односторонним расторжением контракта (86 участников внесли в РНП; 3 обращения были возвращены (не через ЕИС); по 20 обращениям отказано во внесении в РНП);

- 34 обращений связано с уклонением от подписания контракта (2 участника внесли в РНП, 1 обращение было возвращено, по 31 обращениям было принято решение об отказе во включении в РНП).

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх