Первый вопрос:  возможно ли в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» опубликовать извещение о начале закупки и подписание контракта осуществить в выходной день?

Второй вопрос: при закупке квартиры для детей-сирот, у заказчика в документации о закупке установлено требование об указании страны происхождения приобретаемого товара-квартиры. Один из участников страну происхождения не указал. Правомерен ли будет отказ данному участнику от участия в конкурсе?

Третий вопрос: в ходе процесса подписания контракта обнаружено, что в платежном документе, по ошибке поставщика, указан счет принадлежащий организации, но не предназначенный для перечисления обеспечения по контракту. Будет ли считаться такой поставщик уклонившимся от заключения контракта?

Четвертый вопрос прозвучал относительно перечня документов, которые может требовать заказчик от поставщика при приобретении жилья для детей-сирот во вторых частях заявки. Участники публичных обсуждений  обсудили возможные ситуации при приобретении такого жилья, а также необходимые документы относительно каждого случая.

 

10 мая 2018, 15:16

Ответ на первый вопрос: нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ), устанавливают требования к срокам размещения извещения об осуществлении закупок, к течению срока подачи заявок на участие в закупках, но не регулируют порядок исчисления таких сроков и как следствие, заказчикам для исчисления сроков необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.

Нормы Гражданского кодекса РФ, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не содержат запрета на размещение извещения об осуществлении закупки в выходные или праздничные дни. В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн. руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе должен быть исчислен в календарных днях, а исчисление семидневного срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, в том случае, если заказчик разместил извещение и документацию о проведении электронного аукциона в субботу, начнется с воскресенья.

Например:

Заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона 13.01.2018 (суббота). Учитывая положения ст. 192 Гражданского кодекса РФ, исчисление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе начнется со следующего дня, а именно с 14.01.2018 (воскресенье). Таким образом, датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе будет являться 21.01.2018 (воскресенье).

Статьей 193 Гражданского кодекса РФ определено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Исходя из изложенного, последним днем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе должно являться 22.01.2018 (понедельник)

Аналогичное исчисление срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе применяется в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн. руб.

По вопросу исчисления окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, сообщаем следующее.

Согласно ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, (в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб.).

Таким образом, срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть исчислен в рабочих днях.

Например:

Заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок 13.01.2018 (суббота). Таким образом, датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок будет являться 19.01.2018 (пятница).

В случае если заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок 14.01.2018 г. (воскресенье), датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок также будет являться 19.01.2018 (пятница).

Аналогичное исчисление срока окончания подачи заявок на участие в запросе котировок применяется в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 250 тыс. руб.

По вопросу заключения в выходной день контракта поясним следующее. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ под контрактами в этом Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Законодательство не ставит действительность договоров в зависимость от того, в какой день недели они подписаны (заключены), и не обязывает стороны подписывать (заключать) гражданско-правовые договоры только в рабочие дни (постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 N Ф05-10033/11). То обстоятельство, что день является выходным (нерабочим праздничным), не свидетельствует о невозможности подписания договоров в этот день (постановление ФАС Поволжского округа от 16.10.2009 N А65-1048/2009). Факт подписания договора в выходной (нерабочий праздничный) день сам по себе не влечет для сторон договора никаких отрицательных последствий и не может рассматриваться как нарушение законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А66-7721/2005, постановление Девятого ААС от 16.02.2009 N 09АП-755/2009, постановление ФАС Московского округа от 28.05.2003 N КА-А40/3082-03, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2003 NФ04/6409-2187/А27-2003) Таким образом, стороны имеют право заключить контракт, в том числе по итогам электронного аукциона, в любой день вне зависимости от того, является ли он рабочим или нерабочим (выходным, нерабочим праздничным). Вместе с тем исходя из вышеприведенной ст. 193 ГК РФ совершение юридически значимых действий, в том числе по заключению договоров (контрактов), является правом субъектов гражданских правоотношений и не может быть вменено им в обязанность. Соответственно, если последний день срока для совершения действий по заключению договора приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (смотрите также, например, решение ФАС России от 25.06.2014 N К-982/14, постановление Четвертого ААС от 24.10.2014 N 04АП-4717/14).

Ответ на второй вопрос: В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников закупки.

При этом необходимо учесть, что при закупке квартир для детей-сирот заказчиком уже установлен район приобретения квартиры, которая находится в Российской Федерации. Соответственно требовать от участников указание страны происхождения приобретаемой квартиры можно считать  нецелесообразным.

Ответ на третий вопрос: такой поставщик не будет признан уклонившимся от заключения контракта. Необходимо рассмотреть различные способы для урегулирования такой ситуации (например, гарантийные письма и т.п.).

Четвертый вопрос прозвучал относительно перечня документов, которые может требовать заказчик от поставщика при приобретении жилья для детей-сирот во вторых частях заявки. Участники публичных обсуждений  обсудили возможные ситуации при приобретении такого жилья, а также необходимые документы относительно каждого случая.

 

Наверх